Невиданные в новейшей истории санкции уже кажутся бесконечными. Но… товарооборот при этом падает минимально
Беспрецедентные рестрикции
На днях, прямо в годовщину войны, Евросоюз принял уже 10-й, юбилейный санкционный пакет в отношении России. Не будет преувеличением сказать, что таких мер санкционного воздействия Европа, да и мир в целом не знали за весь период после Второй мировой. Да, различные ограничения и эмбарго вводились и против «империи зла», как ее красиво обозначал Рональд Рейган – Советского Союза, и на разных этапах против ряда африканских стран, а также Ирака, Ирана, Афганистана… Но во-первых, и те санкции не столь обширны, как в отношении России, а во-вторых – в любом случае, нельзя сравнить масштабы этих стран с масштабом России. Если же взять еще и санкции в отношении Белоруссии, то объем, как любят говорить в Москве, рестрикций просто астрономический!
Стоит отметить, что наряду с евросоюзовскими санкциями, а также санкциями США, Великобритании и Канады, которые Латвия как страна НАТО тоже должна соблюдать, есть еще и локальные санкции и ограничения. Помнится, страны Балтии первыми ввели ограничения на пересечение границ трех стран Балтии фурами с российскими и белорусскими номерами. Как известно, теперь путь в страны Балтии заказан и всем россиянам, даже имеющим шенгенскую визу. «Проникнуть» в Латвию через ее внешнюю границу могут только россияне с тем или иным видом на жительство (постоянным или временным), а также по гуманитарной визе – например, на похороны или для оформления ВНЖ, опять-таки по веской гуманитарной причине (воссоединение семьи).
Вслед за 10-м будет и 11-й, и 12-й…
Десять пакетов санкций охватывают такой широкой спектр экспорта и импорта, такой широкий спектр товаров и услуг, что уже легче перечислить те сферы, которые еще пока не затронуты санкциями! Слово «пока» здесь является ключевым, поскольку нет сомнений, что за 10-м пакетом последует 11-й, 12-й… Есть ли у санкций предел? Если война будет продолжаться еще минимум год, то на каком-то этапе уже почти не останется тех сфер и направлений взаимодействия (соприкосновения) с Россией, которые еще не попали под ограничения и запреты. И все в итоге закончится тотальным эмбарго на всё и вся, включая любые передвижения граждан РФ по территории Евросоюза, если эти граждане РФ не являются резидентами той или иной страны РФ.
Если мы говорим о самом юбилейном пакете, то в нем можно выделить два основных блока санкций – в отношении еще трех крупных российских банков, а также в отношении стратегических предприятий или предприятий критической инфраструктуры, выгодополучателями в которых не могут быть граждане России и Республики Беларусь. Применительно к Латвии это затрагивает АО «Латвияс газе» и дочернее предприятие Gaso.
Экономика разорвана в клочья?
Периодически и латвийские экономисты и финансисты пытаются анализировать последствия санкций для той же российской экономики. Помните, во время первого пакета санкций – вскоре после нападения России на Украину – кто-то из евросоюзовских политиков уверял, что совсем скоро российская экономика «окажется разорванной в клочья».
Этого не произошло ни через 6 месяцев жестких санкций, ни через год. Да, в экономике России произошел спад и ситуация в целом для экономики и финансовой системы РФ не очень радужная, однако даже неэкономисты понимают, что падение ВВП на 2,5% в условиях жесточайших санкций – это не очень, мягко говоря, трагично.
Торговля продолжается!
К тому же экономика, бизнес всегда найдут варианты, как все-таки осуществлять взаимодействие с Россией. Данные за 2022 год показывают, что не произошло драматического падения товарооборота даже между Латвией и Россией, хотя наша страна уже после 2014 года первой пошла на значительное ухудшение отношений с Москвой. Мы видим, что в тех областях, которые не затронуты санкциями, экспорт и импорт почти не упал! Да, конечно, «красивым» финансовым показателям импорта и экспорта способствовала инфляция (все товары и услуги резко подорожали), но это ведь ничего принципиально не меняет: бизнес между двумя странами продолжается! Это же относится и к торгово-экономическим отношениям с Белоруссией.
Кроме того, за последний год резко вырос товарооборот между Латвией и странами Средней Азии! Многократно вырос импорт и экспорт с Казахстаном, Кыргызстаном… Нельзя, конечно, исключить, что частично эти страны использовались для обхода санкций, но во-первых, лишь частично, а во-вторых – все равно и транспортировка грузов по железной дороге из этих стран без взаимодействия с Россией невозможна!
Разумеется, те латвийские компании, которые сотрудничали с российскими партнерами в тех сферах, которые попали под санкции, должны были искать другие рынки и других партнеров. Потеря из-за войны и санкций украинского, российского и белорусского рынков привела к снижению экономического роста, и едва ли так быстро удастся потерю трех близких нам рынков компенсировать за счет других стран СНГ.
С конфискацией придется подождать
При этом нужно заметить, что многомиллиардные активы России, замороженные по всему Евросоюзу, пока нельзя использовать ни для повышения доходной части самих стран ЕС, ни для поддержки Украины, на что очень надеются в Киеве.
Во-первых, потому, что в правовом государстве вот так взять и конфисковать имущество, к примеру, физических лиц – предпринимателей, невозможно. Необходимо правовое (судебное) решение и веские основания для такой экспроприации – например, доказательства, что имущество приобреталось на преступные средства. То, что тот или иной российский олигарх морально или иначе поддерживал Кремль, это еще недостаточное основание. Западные корпорации минимум до 24 февраля тоже активно торговали с Россией и, стало быть, укрепляли экономику, а стало быть, и военный потенциал этой страны. Может, им тоже тогда поделиться с Украиной всеми заработанными деньгами?
А во-вторых – нужно сперва все-таки дождаться завершения войны, создания трибунала и принятия аргументированных судебных решений.
Так или иначе, но реальность такова, что нам еще долго жить в условиях санкций и, увы, в условиях войны, точнее – по законам военного времени. Когда весь этот ужас закончится – неизвестно.
Но возник внутренний конфликт из-за финансов.
Во вторник правительство отклонило внесенные депутатами Сейма от оппозиции предложения о распределении средств государственного бюджета на 2023 год.
К рассмотрению в Сейме во втором чтении правительство одоб...
Сотрудники Бюро по борьбе и предотвращению коррупции (ББПК), которые еще в 2013 году тайно прослушивали разговоры Мариса Мартинсонса в комплексе отдыха Taureņi, не получили разрешение Верховного суда на запись разговоров президента Банка Латвии Илмара ...
Комментарии