Так считает Клавс КАЗАКС – руководитель отдела экстемпоральных лекарств в Mēness aptieka.
Повседневная работа этого компетентного и высоко мотивированного фармацевта проходит в Риге, в аптеке Jaunajā Torņakalna aptieka, где ежедневно по выписанным врачами рецептам создаются различные лекарства. У древнего вида изготовления лекарств Клавс видит новые перспективы и считает, что у этой сферы еще много возможностей развиваться.
Клавсу звонят и фармацевты, и врачи, и клиенты со всех регионов Латвии. От его знаний, идей по созданию подходящих лекарств или замене отсутствующих на текущий момент на рынке медикаментов, а также от умения вместе с коллегами изготавливать необходимое в подходящей для каждого дозе, форме лекарств и даже их вкусе подчас зависит скорое исцеление множества маленьких и больших пациентов.
– Насколько сейчас актуален спрос на изготавливаемые в аптеке лекарства?
– Экстемпоральное приготовление лекарств очень актуально. В основном подобная возможность используется в дерматологии, а также чтобы приготовить предназначенные для детей лекарственные формы в нужных дозах, которые, произведенные промышленным способом, в Латвии отсутствуют.
Нередко мы готовим лекарства и по рецептам, которые выписывают онкологи. Ищем способы помочь врачам реализовать замысел терапии. Индивидуальный подход в лечении каждого пациента становится все более значимым.
– Jaunā Torņkalna aptieka находится рядом с Детской клинической университетской больницей. Определяет ли этот факт большой спрос именно на лекарства, приготавливаемые для детей?
– С необходимостью готовить лекарства для детей я сталкиваюсь чаще всего, поскольку предназначенных для детей лекарственных форм зачастую действительно нет. Например, имеются сложности с лекарствами для снижения кровяного давления. Они доступны только в таблетках, но их нет в форме суспензии, которая лучше подходит для применения ребенком. Родители не могут разделить таблетки на столь точные части, какие требуются для приема каждый раз, поэтому необходимо другое соответствующее решение. И тогда мы с коллегами приходим на помощь.
– Ты упомянул, что рецепты для приготовления лекарств выписывают и онкологи. Какова может быть причина?
– В основном подобные рецепты выписываются как инновационная терапия. Приведу пример: мелатонин для засыпания обычно используется в дозе, которая не превышает 1,9 миллиграмма. В свою очередь, мелатонин в высокой концентрации – от 20 до 150 миллиграммов – обычно выписывают онкологи, и он в конкретных случаях в различных комбинациях используется в терапии. Пациентам часто необходимы индивидуально рассчитанные дозы.
– С учетом реализации методов инновационной терапии и все более частого приспособления лекарств под индивидуальные потребности кажется, что удельный вес предлагаемых в аптеке экстемпоральных лекарств может еще возрасти. Как это выглядит с твоей точки зрения?
– Точно возрастет! Это потому, что растут потребности людей, развиваются наши методы, а возможности приготовления лекарств становятся шире.
Например, если мы говорим о гормональной заместительной терапии. По стандарту она предлагается в форме таблеток, однако в течение последних примерно пяти лет вырос спрос на лекарства гормональной заместительной терапии на базе трансдермального крема, в который внедрены гормоны. Такие кремы гормональной заместительной терапии можно изготавливать и для женщин, и для мужчин, и в случае онкологического заболевания. Мы ищем новые формы, которые, возможно, в других странах доступны, но в Латвии сейчас их еще нет, однако в аптеке мы можем изготовить эти медикаменты.
Надо иметь в виду, что в промышленно производимых лекарствах есть конкретная концентрация активного вещества, однако экстемпоральное приготовление позволяет сделать такую дозу, которую врач считает наиболее подходящей. Это дает врачу известную свободу и возможность лечить пациента специфической дозой медикамента, необходимой именно ему.
– Почему тебя интересует именно такого вида аптечная деятельность?
– Во-первых, мне очень нравится искать информацию, читать научные исследования, узнавать что-то новое, находить ответы. Бывают нетипичные случаи, когда врач интересуется определенными лекарствами. Тогда я думаю, как помочь – мы можем изготовить или надо искать другие пути. Это огромная работа, и все время сталкиваешься с чем-то новым.
Во-вторых, здесь я реально чувствую: людям это помогает. Часто в качестве обратной связи мы слышим слова благодарности о том, как лекарства помогли решить проблемы со здоровьем. Большое значение эта работа имело в то время, когда на рынке были труднодоступны антибиотики в необходимых для детей формах. Мы делали все, чтобы врачи могли выписывать медикаменты, а пациенты их получать, ведь основа и главная задача этой работы – помогать пациентам. Когда получается, это дает положительные эмоции и удовлетворение.
В-третьих, в некотором смысле я чувствую себя уникальным в отрасли – могу быть мостом между древней традицией изготовления лекарств и будущим, где приготавливаемые по индивидуально выписанному рецепту лекарства непременно станут еще более востребованным и особым продуктом, чем сегодня.
– Скорее всего, не было такого, что ты в первый год учебы понял: изготовление лекарств в аптеке – это то, чего хочу. Как ты пришел к этому направлению деятельности?
– На первом курсе такой мысли, конечно, не было, но когда я заканчивал обучение, мне предложили эту работу, и оказалось, что она меня увлекает. Сотрудничество с врачами и по поиску подходящих для детей лекарственных форм, и по обеспечению возможности какой-нибудь инновационной терапии означает все время искать и развиваться. Я нахожу новую форму лекарств для детей и со временем понимаю, что ее можно улучшить. Например, если мы получаем отзывы, что лекарства в правильной форме, но при это горькие и прием лекарств для ребенка затруднителен, ищу варианты, чтобы подсластить медикамент, но при этом чтобы подсластителя не было слишком много. Найти такую комбинацию, чтобы ребенок принимал лекарства без затруднений, это почти как кулинария – это искусство.
– Как проходит сотрудничество с врачами, которые выписывают рецепты?
– Стараясь обеспечить лекарства, которые необходимы для терапии, врачи звонят сюда, в Jaunajā Torņakalna aptieka, и спрашивают, можно ли их изготовить в определенной форме и дозе. В сложных случаях приходится дополнительно изучать научную литературу, и только после этого могу ответить, можем ли мы это сделать. Если лекарства или сырье, которое следует преобразовать в нужную форму, в Латвии недоступно, ищу его на рынках других стран. Связаться с поставщиками, доставить сырье – это тоже моя работа.
– Бывали ли трудновыполнимые задания, такие, которые можно назвать невыполнимой миссией?
– Не совсем. Бывали случаи, когда форму, которую хочет врач, невозможно предоставить или, например, единственный вариант, чтобы выполнить замысел врача, – закупить лекарства за рубежом, однако это стоит тысячи. Тогда надо искать другое решение. Однако в основном, если не можем сделать именно так, как хочет врач, предлагаем два-три других варианта.
Все не так просто – должно быть научно-подтвержденное доказательство, что внедренное в конкретную форму, например в суспензию, активное вещество определенное время будет стабильным. Если таких доказательств нет, надо возвращаться к простым формам: порошкам, капсулам, суппозиториям, или свечам.
– Таким образом, изготовление лекарств в аптеке означает и огромную ответственность фармацевта – надо быть уверенным, что изготовленный медикамент безопасен в применении, хранении и будет эффективным.
– Да, нужно обоснование, подтверждение того, что все правильно. Важно, чтобы были исследования, которые подтверждают, что это вещество в такой форме сохраняется определенное время. Только после этого его можно с уверенностью делать дальше. Готовить лекарства без информации, основанной на данных исследований, абсолютно неприемлемо.
– Твоя работа проходит в помещениях аптеки позади зала обслуживания клиентов. Бывает, что встречаешься с посетителями аптеки?
– В рецептурном отделе я загружен, да и за компьютером провожу много времени, поэтому в зале аптеки меня встретить можно редко. Преимущественно сотрудничество с клиентами происходит посредством телефонных консультаций. Однако если встречается какой-то сложный случай или вопрос по экстемпоральной рецептуре, иду и консультирую очно.
– Как с фармацевтическим уходом – при выдаче приготовленных лекарств в аптеке получает ли клиент столь же полноценную консультацию фармацевта, например, о взаимодействии с другими лекарствами, о возможных побочных эффектах?
– Выписка медикамента для изготовления – это ответственность врача, и врач, скорее всего, знает, принимает ли пациент еще какой-то медикамент. Однако фармацевт, который выдает лекарства, должен уметь консультировать о том, как приготовленные лекарства сочетаются с другими принимаемыми медикаментами. В основном активные вещества изготавливаемых лекарств фармацевту хорошо известны, а их состав указан и на этикетке.
– Какие у пациентов из регионов есть возможности получить изготавливаемые в аптеке лекарства?
– Нам звонят и фармацевты, и клиенты из всех регионов Латвии. Врачи также интересуются. И по каждому случаю мы ищем решение. Обычно вопрос в том, можем ли мы приготовить лекарства по конкретному рецепту и можно ли будет получить эти лекарства в ближайшей Mēness aptieka. Да, такая возможность есть!
– Клавс, что определило твой выбор профессии?
– В школе мне нравились и хорошо давались химия, биология, всегда привлекала исследовательская деятельность, да и в детективных сериалах приходилось видеть изысканные лаборатории, поэтому я выбрал в средней школе углубленное изучение химии и биологии. Вскоре я понял, что хочу изучать именно фармацевтику, поступил в Рижский университет Страдиня, попал в бюджетную группу. Первые два года обучения не казались слишком увлекательными, однако на третьем курсе все, что осваивал, соединилось.
Интересными были лекции по технологии промышленных лекарственных форм, и в какой-то момент в качестве одной из будущих возможностей по окончании учебы я рассматривал поступление на фармацевтическое производство. Однако здесь, в рецептурном отделении аптеки, работа намного интереснее – сразу вижу, какая от нее польза для пациентов. На большом производстве этого нельзя заметить. Мне повезло: я нашел вид деятельности, который мне нравится и приносит удовлетворение.
– В каком направлении, как ты считаешь, может развиваться экстемпоральное изготовление лекарств?
– Хочу, чтобы наше экстемпоральное отделение работало с большей мощностью, чтобы здесь внедрялись новые технологии и можно было изготавливать самые разные лекарственные формы, которые требуют и особых условий приготовления. Потребностей развития много: используя новейшие технологии и формы, в офтальмологии можно точнее приспосабливать дозы и добиваться лучшего эффекта; детям можно предлагать самые подходящие лекарственные формы, например, сосательные таблетки или мороженое, в которое интегрированы горькие лекарства.
С внедрением новых лекарственных форм можно найти способы облегчить для пациентов прием медикаментов, чтобы это было приятнее и чтобы при длительном применении лекарств также улучшалась эффективность терапии. Кто же из детей отказался бы от сосательных таблеточек с апельсиновым или яблочным вкусом!
На портале Pietiek.com опцбликован опус некоего Кришьяниса Лациса, который учится в магистратуре историко-философского факультета ЛУ. Черты характера: Миролюбивый, простой энтузиаст. Приводим избранные места объемного труда.
"Хороший народ - это тот, ко...
Зампредседателя комитета столичного самоуправления по развитию призывает найти место для просмотра… «нежелательных» памятников.
Как уже сообщалось, сегодня Рижская дума обсудит предложение комитета по развитию (!) о сносе бюста (в документе обозначен, к...
Комментарии