На портале Pietiek.com опцбликован опус некоего Кришьяниса Лациса, который учится в магистратуре историко-философского факультета ЛУ. Черты характера: Миролюбивый, простой энтузиаст. Приводим избранные места объемного труда.
"Хороший народ - это тот, который может хорошо и беспрепятственно пользоваться родным языком, тем, на котором народ рос с незапамятных времен, на котором народ думает, мечтает, слагает эпосы, обвиняет и чувствует. Если кто-то мешает народу хорошо пользоваться своим языком, то он считается плохим, так как мешает осуществлению совершенства народа или, попросту говоря, хорошей жизни народа. Если язык чужой нации мешает языку моей нации достигать своих целей - свободно общаться и описывать вещи, - то этот чужой язык является плохим по отношению к моему собственному языку...
Если признать, что латышский язык - это благо, то по жесткому правилу необходимо признать, что латышская нация, а значит, и национальность, также является благом... Латыши - это основной народ Латвии, аборигены, коренные жители.
Хороша та нация, которая умеет хорошо использовать свой язык... Народ без своего языка подобен народу без рук. Народ, который в результате исторических злодеяний чужих народов перестал говорить на родном языке, подобен народу, сшитому чужими руками. Народ, лишенный родного языка и говорящий на иностранном, - это Франкенштейн, неестественное сшивание чуждых друг другу частей.
...Вор и злоумышленник - это плохо. Не менее плох тот народ, который хочет лишить другой народ его языка или, что еще хуже, убить его язык, его "самость", общее благо национальной принадлежности и самопонимания. Если латыш говорит на латышском языке, он молодец. Если латыш забывает свой язык и говорит, например, на русском, то он поступает плохо - либо по своей вине, либо по вине русских. Если русские, как определенный народ, хотят ограбить или убить другие языки, например, латышский, то они поступают плохо, потому что хотят лишить латышский народ его добра. Каждый русский, который воротит нос от латышского языка в Латвии, делает латышам плохо. Ведь презирая одно из самых главных благ латышского народа, такой русский хочет лишить латышей возможности быть самими собой.
...Если защищать и - в сегодняшних условиях чрезвычайных опасностей и вызовов - сохранять латышский язык как редкий товар, то нужно защищать и самих латышей - уникальных, воплощенных носителей этого уникального языка. Язык - это душа нации, ее живое, бьющееся сердце. Если из-за злодеяний иностранных государств и собственной халатности в будущем останутся только русско-, англо-, арабо- или китаеязычные латыши, как сегодня ирландцы или белорусы, то мир потеряет еще один краснокнижный экземпляр умирающего разнообразия жизни, самобытное благо, хранящее в себе целый мир.
Русский язык, а на самом деле его носители и бичи - русские - не давали народу за народом высказаться на родном языке о своей земле, своих обычаях, своей семье, своей памяти. Русские своим языком убили целые народы. Плохость русского имперского языка идет в ущерб хорошести ненецкого, чувашского, карельского, ингерманландского, белорусского, украинского, да, впрочем, и ливского, латышского, литовского, эстонского языков. Русский язык хочет навредить всем этим народам, этой пестрой массе жизни в ее самом сокровенном и интимном месте, лишив их голоса - самого дорогого общего блага, одной из существенных черт, позволяющих народу быть именно таким, а не другим.
Поскольку языки не говорят сами за себя, следует сделать вывод, что за огромной опасностью, исходящей от русского языка, нет-нет, да и стоит гордый, совершенно конкретный народ с совершенно конкретным именем - русские. Латыши, щадя благо своего языка и народа, не должны стесняться называть главных виновников - чужой народ, который почти двести лет, если не больше, целенаправленно использует этот чужой русский язык на нашей земле, чтобы обозначить имперские знаки признания совершенно чужого народа - русского - в своих присвоенных владениях. Конечно, во все времена находились и латыши, которых чужие языки чужих народов сбивали с толку, заставляя отрицать родство своего собственного народа. Но головы и языки этих латышей не были бы сбиты с толку, если бы не назойливые, непрошеные инородцы, пришедшие на латышскую землю и нарушившие меру и суд границ, которые они сами себе установили.
Защищая великое достояние латышского народа - латышский язык, латыши не должны стесняться проводить четкую грань между друзьями и врагами. Если русский язык, т.е. русские как незваные чужаки, угрожают латышскому языку, то мы не должны стесняться называть их врагами, потому что именно так надо беречь и защищать свое собственное добро, свое собственное достояние.
(...) Латыш, говорящий на латышском языке в своей стране, совершенен, а латыш, говорящий на русском или английском пиджине, - это неполноценный, деформированный латыш... Поэтому неудивительно, что латышская добрососедская любовь, доброжелательность и хорошее деловое отношение друг к другу требуют де-русификации латвийской земли, которая является лишь одним из различных шагов в более широкой деятельности по латышизации Латвии".
Ну и так далее. Аргументы, которые часто звучат в полемике между израильтянами и арабами. Аргументы доморощенных и диванных философов, которые ведут прямиком к войне. Латвийский университет, ау!? Вы серьезно учите этому своих студенитов?
Зампредседателя комитета столичного самоуправления по развитию призывает найти место для просмотра… «нежелательных» памятников.
Как уже сообщалось, сегодня Рижская дума обсудит предложение комитета по развитию (!) о сносе бюста (в документе обозначен, к...
Об этом пишет Dienas Bizness.
«Латвийская правящая политическая элита (правительство и Сейм) уже начала дискуссию об основном государственном бюджете будущего года. В различных публичных дискуссиях дебатируется только о том, как поделить дополнительные ...
Комментарии