«Не бери, это на Новый год», – классическая фраза жены мужу, вытаскивающему из недр холодильника банку икры или какого иного деликатеса (в СССР – дефицита).
Не нужен нам овощ турецкий!
Но времена меняются, а вместе с ними и деликатесы. На днях по социальным сетям прокатилась банка маринованных огурцов производства флагмана латвийского консервирования, принадлежащего норвежцам. Вернее, ее фото с ценником.
Судя по всему, такие банки будут украшать праздничный стол у богатых людей, депутатов Сейма, администраторов неплатежеспособности. А придти в гости с такой своей банкой – верх шика и престижа. Шутка ли – банка 870 граммов стоит почти семь евро!
Комментаторы попытались объяснить цену тем, что огурцы, вероятно, местные, латвийские, «деревенские», из-под самой сохи. А как известно, местные фрукты и овощи в Латвии всегда дороже привозных. Однако оказалось, что страна происхождения продукта, родина латвийских сельских огурцов – Турция. Распространяет товар в Латвии норвежская компания Orkla Latvija, продают норвежская RIMI и литовская Maxima.
То есть откуда у них вымахал кукумбер по такой здоровенной цене? А у них же у всех подорожал газ, горючее для грузовиков и пароходов, свет в офисных розетках и лампочках. И в Турции, и в Латвии, и в Норвегии с Литвой. Кто должен оплатить им счета за энергоресурсы и рост зарплат клеркам в условиях галопирующей инфляции? – Правильно, импортозависимый латвийский гурман, не представляющий себе праздник без маринованного огурчика.
Казалось бы, бери огурец у латвийского пейзанина и маринуй на здоровье, консервируй цены. Однако прошли те времена, когда «свое», «местное» «отечественное» было синонимом дешевого. Теперь отечественный «огурцопроизводитель» тоже знает себе цену. Он везет свои драгоценные банки на ярмарку в Ригу, где продает их по 10 евро за штуку рядом с варежками за 20 евро. Каждая. А если по дороге его остановит полицейский за отсутствие прав, то банка огурцов – отличная взятка, от которой отказаться почти невозможно.
Вдруг упала шишка...
Сообщили, что из-за роста цен и отсутствия на рынках российской и белорусской древесины неожиданно удачный год постиг нашу лесную отрасль. Это подтвердил рекламный гуру Эрик Стендзениекс, выставив у себя в социальной сети фото... шишек. В латвийской рознице лесные шишки продавались по 1,69 евро за штуку, и это по акционной цене. А до скидки цена составляла аж 2,49 евро.
«Шишка. Одна штука. Цена акционная. Что у вас там в Риге происходит?» – иронизирует Стендзениекс.
Но в данном случае латышского крестьянина или лесника упрекать в нечем. Данный продукт – импортный, у нас не произрастает, я такие наблюдал на средиземноморских пиниях.
Я вполне себе допускаю, что есть люди, которые вдруг так захотят иметь у себя такую шишку, что им и не жалко выложить за нее 2,50. Хотя, судя по скидке, латвийцы ее пока не распробовали. А чем объяснить высокую цену? А вы знаете, сколько сейчас стоит зафрахтовать танкер-шишковоз да заправить его мазутом? Не знаете, ну так и молчите.
На чьи плечи все эти шишки?
Какая мораль во всей этой басне. А мораль печальна. Рынок у нас маленький, конкуренция ограничена. И в этих условиях у предпринимателей, производителей и продавцов велик соблазн переложить растущие издержки на хрупкие плечи потребителя, считает глава Банка Латвии Мартиньш Казакс.
Казакс также указал, что предприятия в Латвии мелкие, не в пример упомянутым огурцам и шишкам, поэтому они не в состоянии амортизировать рост мировых цен и относительно быстро перекладывают этот рост на потребителей, в то время как более крупные предприятия могут его выровнять.
«Это вопрос конкуренции. Мы видим, что, по крайней мере, до осени рентабельность компаний во многих случаях не снизилась, несмотря на очень высокий рост цен на сырье. Это означает, что рост достаточно легко переложить на потребителей, и это также может свидетельствовать о том, что конкуренция недостаточна», – сказал Казакс.
Трудно не согласиться с главой Центробанка, на то она и банка, чтобы разбираться в огурцах. За исключением одного. Не только мелкие и средние фирмы норовят содрать с оставшегося в живых латвийского потребителя три шкуры. Это еще хоть как-то можно пережить. Но и такие гиганты, как Latvenergo и Latvijas gāze, ворочающие десятками миллионов прибыли, не стесняются взвинчивать свои тарифы. Которые отягощают баланс крестьянина, переработчика и продавца, которые вынуждены переписывать свои ценники в сторону увеличения. В результате платежеспособность населения продолжает падать. И огурец обыкновенный скоро станет у нас не только деликатесом, но и дефицитом.
Но отчаиваться все же не стоит. У нас еще остается возможность грызть шишки. Правда, отечественные.
У замечательного латвийского журнала «Люблю!» есть традиция: накануне прекрасных зимних праздников мы с друзьями подводим итоги года уходящего и поздравляем вас, дорогие читательницы, с Рождеством и Новым годом!
Что бы вы навсегда хотели оставить в 2022...
Комментарии