Новое правительство старого Кришьяниса Кариньша преподнесло народу совмещенный рождественский и новогодний подарок – обещание вдвое сократить повышение тарифов на электроэнергию, которое затребовали и уже согласовали с государственными органами государственные монополии «Augstsprieguma tīkls». (АСТ) и " Sadales tīkls" (СТ), пишет Неаткарига.
«Сейчас уже ясно, что общее снижение может быть достигнуто примерно вдвое по сравнению с представленным повышением тарифов», - заявил в радиоинтервью 21 декабря представитель новинки нового правительства от партии К. Кариньша "Новое Единство" - министр климата и энергетики Раймонд Чударс. Таким образом, он выразил то, о чем якобы договорилось правительство на заседании накануне. В его закрытой части министры ознакомились с ответами, подготовленными Минэкономики и другими учреждений на просьбу К. Кариньша дать разъяснения по тарифным проектам АСТ и СТ.
Правительство ходит по тонкому льду
И тарифные проекты, и реакция на них появились уже после выборов в 14-й Сейм, которые арифметически укрепили позиции Единства и лично К. Кариньша в распределении власти. Но задержка с преобразованием его старого правительства в новое сигнализировала о том, что политика более сложна и влиятельна, чем арифметика. Трем фракциям, которые в конечном итоге сформировали правящую коалицию, пришлось долго бороться, чтобы примирить взаимные уступки и отступления от публичных обещаний и реальных намерений, которые привели эти фракции и их членов к борьбе за власть и теперь занимают места в правительстве. За это им грозит многое, но уж точно не потопление в собственной популярности. Их уровень был критически низким уже в первые дни существования правительства. Намерением хоть немного поднять этот уровень можно объяснить готовность правительства несколько заметно отступить от первоначальных планов вновь использовать монопольную цену на электроэнергию в качестве скрытого налога, увеличивающего доходы государства.
Точнее, объяснять демонстрацию готовности, а не неповышение цены на электроэнергию, чего еще предстоит достичь. Пока подарок правительства — это только обещание 10 января довести обсуждение 20 декабря до решения. Настоящие обещания не налагают никаких обязательств. Может быть, это всего лишь стандартная техника, чтобы запутать публику. А именно так долго говорить о снижении тарифов применительно к еще недействующему плану повышения тарифов, пока хоть некоторые люди не представят, что речь идет о снижении реальных тарифов государственных предприятий. Возможно ли это в том случае, если расхождения между восприятием и реальностью будут хотя бы раз в месяц корректироваться счетами за электроэнергию? Да, в конкретном случае это возможно и с переносом платежей с повышения тарифов АСТ и СТ на повышение цен на электроэнергию, произведенную другой государственной компанией «Латвэнерго».
Все страны любят инфляцию, но...
С точки зрения жителей и предприятий, оплачивающих счета за электроэнергию, распределение общей суммы счетов между АСТ, СТ и «Латвэнерго» не имеет значения. Создание цен на электроэнергию скрыто не в воде, а в бирже «NordPool». Латвия использует аутсорсинговую услугу фондовой биржи для повышения цен на электроэнергию, поскольку более высокая цена на электроэнергию обеспечивает стране более высокие доходы. Прежде всего, это процент от налогов, взимаемых с потребления электроэнергии, а также производства. Во-вторых, это выплачиваемые "Латвэнерго" дивиденды, в которые входит и прибыль его дочерней компании СТ. В-третьих, инфляция по определению выгодна правительству, поскольку увеличивает доходы правительства от процентов по операциям не только с электричеством, но и со всеми товарами и услугами.
Повышение монопольной цены на электроэнергию в латвийских условиях является хорошо изученным инструментом латвийского правительства для поддержания инфляции. Нынешние обещания правительства о снижении мощности этого инструмента также можно объяснить тем, что инфляция даже без повышения цен на электроэнергию превышает тот уровень, о котором Минфин и правительство могли лишь мечтать несколько лет назад. Однако все более высокая инфляция также усугубляет несоответствие между ростом доходов и расходов. Однако государство должно покупать дорогостоящую электроэнергию государственных и муниципальных учреждений — не только административных учреждений, но и больниц, школ и т. д. для существования. Вот почему латвийское правительство может действительно захотеть замедлить рост цен на электроэнергию прямо сейчас.
Действия правительства разоблачают лицемерную контору
Обещание сократить вдвое повышение тарифов АСТ и СТ еще не выполнено. Однако даже на уровне обещания позиция правительства вызывает вопросы о том, почему государство и, в конечном счете, плательщики электроэнергии, тепла, водоснабжения и всех других монопольных услуг должны содержать Комиссию по регулированию общественных услуг (КРОУ). Она не успела принять окончательные решения по тарифам АСТ и СТ, но уже признала повышение тарифов по различным позициям в два, четыре или семь раз за счет соответствующих методик расчета тарифов. Вопрос, кому вообще требует таких методики и куча чиновников, которым в этом году, руководствуясь отчетом Минфина о законе о госбюджете, пообещали 5,6 млн евро.
До сих пор КРОУ платили именно за то, что он безоговорочно одобрял все просьбы монополий о повышении тарифов. С точки зрения Государственного казначейства это выглядит очень выгодно, ведь прирост государственных доходов, соответствующий росту цен, может составить аж 560 миллионов евро в год. Кроме того, политикам обычно выгодно прикрываться КРОУ, что создает впечатление регулирования монопольных цен в соответствии с затратами на монопольные услуги.
Если до сих пор КРОУ было достаточно скандировать слово "методология, методология, методология...", чтобы сопротивляться обвинениям, что КРОУ фактически ничего не регулирует, то обещание правительства сократить вдвое повышение тарифов, которое якобы соответствует методологии, лишает КРОУ таких возможностей. В действительности не методологии влияют на формирование монопольных цен, а монопольные цены диктуют методологию их расчета.
«Латвэнерго» (специальная компания и бренд кластера энергетических компаний) в национальном масштабе и в котельных возле некоторых зданий бывших колхозных центров устанавливает свои цены в соответствии с представлениями о пределах платежеспособности потребителей и возможных реакциях, от крика до ухода из соответствующего села или Латвии.
Европейская комиссия (Еврокомиссия) должна работать вместе с ООН, чтобы найти законный способ для конфискации замороженных активов российского государства и олигархов и направить их на восстановление Украины, поясняет член Европейского парламента (Евро...
Комментарии