Эксперты минфина на закрытом заседании Кабмина познакомят членов правительства с основными макроэкономическими прогнозами, планируемыми доходами в бюджет и балансом на 2023–й, 2024–й и 2025 годы.
Также министры узнают, какие у них есть возможности получить дополнительное финансирование на те или иные приоритеты каждого конкретного министерства в следующие три года.
Отметим, что следующий год, судя по всему, будет последним, когда Брюссель закрывает глаза на размер бюджетного дефицита стран ЕС, то бишь когда не действуют маастрихские критерии, не позволяющие иметь дефицит свыше трех процентов от ВВП. Требование соблюдать маастрихские критерии было остановлено сперва из–за пандемии, а затем из–за геополитической ситуации.
Это и позволило латвийским властям активно жить в долг — набирать кредиты и за счет них компенсировать бизнесу и наемным работником пандемийные ограничения, а в этом и следующем году — субсидировать коммунальные расходы физическим и юридическим лицам. В результате, согласно прогнозам Банка Латвии, этот год наша страна закончит с рекордно высоким дефицитом — 7,4% от ВВП, а в следующем году дефицит бюджета ожидается на уровне 5,5%. В 2024–м власти наверняка постараются уложиться в максимально допустимый Евросоюзом дефицит — три процента. В 2025–м новое правительство Кариньша мечтает добиться минимального перевеса расходов над доходами — 0,5% от ВВП.
Но никто не знает, как будут развиваться события в мире в целом и в Европе в частности.
Пока же реальность такова, что первое правительство Кариньша за четыре года свой работы было вынуждено набрать кредитов на сумму 6,9 миллиарда евро.
Можно, конечно, успокаивать себя тем, что во время предыдущего кризиса — 2008–2009 годов правительства Годманиса и Домбровского набрали еще больше кредитов — 7,5 миллиарда евро, но реальность такова, что общий госдолг уже почти приблизился к 17 миллиардам и превысил 43 процента от ВВП.
Да, целый ряд стран ЕС имеет куда больший объем госдолга. Но и размер экономики той же Италии или Португалии, уже не говоря о Франции, куда больше, чем латвийский. И промышленный потенциал этих стран явно несопоставим с нашей страной.
Напомним, что Кариньш, вступая второй раз в должность премьера, обещал произвести трансформацию экономики и совершить экономический прорыв. Правда, уже спустя неделю в премьерской должности Кариньш поспешил уточнить, что по крайней мере в следующем году на экономический прорыв рассчитывать еще не стоит…
Что же касается самого бюджета на следующий год, то, видимо, его правительство может утвердить уже после Рождества. Затем проект бюджета направится в сейм.
Комментарии