Только что вышедший на экраны фильм 42-летнего итальянского режиссера Алессандро Капитани «Наши призраки» оказался настоящим произведением киноискусства. Мне удалось поговорить с его автором.
Драма и комедия
Увидели мы киноленту и еще пять новых картин молодых итальянских режиссеров благодаря кинофестивалю N.I.C.E. (New Italian Cinema Events), который три дня проходил в Риге.
Кино оказалось настолько достойное, зрелое, профессиональное, интересное, что невольно вспомнились великие итальянские кинематографисты – вот это и есть Школа... Хотя у каждого из них свой почерк.
«Наши призраки» Алессандро Капитани – трогательная человеческая история с элементами социальной драмы и комедии, гармонично сочетающимися в стройном киноповествовании, от которого не можешь оторваться, и заставляющими отчаянно, от всей души, сопереживать героям. Послевкусие – превосходное.
...Валерио потерял свою ремонтную фирму, у него умерла жена, но остался шестилетний сын Карло. Их выселили из квартиры по причине неплатежеспособности, и они со своим жалким скарбом поселились на чердаке. Но чтобы их никто не выдал служителям ювенальной юстиции, отец и сын стали играть роль... призраков этого небольшого дома. Его обитатели верили, что это и есть призраки, которые особенно расходились в грозу.
Однажды в одну из квартир дома вселилась Мириам с годовалой дочкой Эммой. Как оказалось впоследствии, она убегала от тирана-мужа, который все-таки разузнал о ее местонахождении и нанес сокрушительный визит. Но сокрушили его самого – стройный красавец Валерио положил его на пол подъезда. А Мириам своего спасителя полиции не выдала.
Постепенно возникающее между молодыми людьми чувство подвергается массе испытаний, среди которых посещение судебных исполнителей ювенального суда и кража Эммы ее отцом. Совсем уж хэппи-энда мы не видим, но все как-то складывается: Валерио находит хорошую работу, приодевает сына, иногда получается увидеть Мириам в доме ее небедного мужа... Продолжение следует!
Актеры играют захватывающе и тонко. Реальность ясно говорит с экрана – видим задний двор магазина, куда Валерио пытается устроиться хоть на подработку грузчиком, социальные службы, куда он в отчаянии приходит, но спешно ретируется, понимая, что это угрожает ему потерей сына.
В картине много человеческого. До слез трогает, как Карло разговаривает с мамой через телескоп – папа ведь сказал, что она на время улетела на другую планету... Жестокие дети в саду высмеивают его бедную одежду. Валерио, сам в отчаянном положении, помогает Мириам. Старенький сосед, который печалится, что его никак не допускают к внуку, ворчит, но все-таки не выдает Валерио...
Лауреат итальянского «Оскара»
Я от души поблагодарила Алессандро за такую достойную картину и поинтересовалась, где он учился своей профессии.
– Поступил в Болонский университет и поначалу даже не думал, что буду заниматься кино. Выбрал факультет литературы и философии, где есть подразделение кино. И там проникся любовью к кино, познакомился с хорошими преподавателями, мы изучали биографию и творчество таких режиссеров, как Кубрик, Пазолини, других. А потом решил учиться дальше киноделу, где познакомился с большими режиссерами.
Это был Экспериментальный центр кинематографии в Римини, на родине Федерико Феллини, самая важная киношкола в Италии. Она основана во время войны, когда в Италии был фашизм. Здесь можно было не только учиться, но и делать эксперименты без ограничений.
Дело в том, что Муссолини всеми средствами старался пропагандировать свои идеи. Когда люди хотели узнать, что нового на свете, шли в кино. Ведь в то время не было телефонов, телевидения.
Во время учебы мы каждый год должны были снимать по одному короткометражному фильму. В то время снимали на пленку! Когда я закончил учебу, захотел посмотреть, как это на практике, и поработал ассистентом режиссера на трех фильмах, которые снимались для кинотеатров.
– А когда осмелились сделать свое кино?
– После школы снял два короткометражных фильма, один из которых – Belissima («Прекрасная») – получил итальянский эквивалент «Оскара» – Приз Давида Донателло.
Тема «Белиссима» – как принять свой облик. Девочка закрылась в туалете в дискотеке, но ошиблась – зашла не в женский, а в мужской туалет. Стояла в кабинке, плакала, пришли три парня и услышали, что рядом плачет девочка, стали спрашивать, как она выглядит. А та стала описывать не то, как она выглядела на самом деле, а какой хотела быть. Придумала свой облик.
После того как я получил этот приз, продюсеры захотели со мной работать. Мне позвонил знаменитый итальянский сценарист Николо Гуаяноне и предложил сделать фильм как режиссер по его сценарию – «Путешествие с Аделью». Я с радостью согласился, и это был мой первый фильм... Тема – отношения между отцом и дочерью.
Пиаром картины занимался Vision Distribution, ее купил большой итальянский телеканал Sky. И после того как ««Путешествие с Аделью» вышло на экраны, его показали и по телевизору. В Италии многие фильмы создаются с правом использования на телеканалах.
Это история об актере, который уже в почтенном возрасте узнает, что у него есть дочь. У девочки ментальные проблемы, она аутист. Его задача – отвезти девочку к ее родственникам и во время путешествия открыть, что он ее отец. Но он не смог этого сделать. Но в конце девочка сама поняла, что это ее отец.
Всё как в жизни
– Меня больше всего интересуют люди, мне нравится рассказывать и показывать в фильмах человеческие истории. Правда, в следующем, третьем фильме будет больше жанра action.
Второй фильм – «Наши призраки» – родился из моего опыта работы на телеканалах. Мы в реальности видели все такие истории, этих людей, которые теряли свое жилище с появлением исполнителя ювенального суда или другого, если семья без детей. Людей просто выбрасывали из дома.
Нам нужно было снимать, как проходит день судебного исполнителя. Он мог быть хорошим человеком, но у него такая была ужасная работа – выселять людей из квартиры, потому что они не могли платить за жилье. Он всегда старался дать еще один шанс, чтобы люди нашли возможность или найти иное жилье, или работу.
– А детей оставляли с родителями в таких случаях или отнимали тоже, увозя в какие-то детские дома или другие семьи?
– Если человек не мог содержать своих детей, то их забирали. И, как мы видели в фильме, герой обратился в социальные службы, чтобы ему дали квартиру, а те хотели забрать его ребенка.
– И тема оказалась настолько актуальной, что государство сразу дало деньги?
– Наш сценарист обратился в министерство культуры, и, поскольку тема была очень чувствительной, нам выделили средства. Всего 350 тысяч евро, но тем не менее.
Конечно, картина обошлась в несколько миллионов. Деньги дала телекомпания, поэтому там включены права использования фильма на ТВ.
Надеемся, картину увидят миллионы зрителей, но вы – среди первых наших зрителей.
– Вам пришлось снимать во время пандемии. Как это все происходило? Ведь были такие строгие ограничения...
– Нам очень повезло в том смысле, что когда мы снимали этот фильм, во время пандемии, все регионы разделили по разным категориям эпидемиологической опасности. А регион Пьемонт, где мы снимали, оказался в красной зоне – что нам несомненно помогло. Потому что на улицах не было прохожих – тех, кто мог пройти мимо нас в масках. И транспорта на улицах не было – а обычно в Пьемонте очень интенсивное движение.
Нам было легко перемещаться. Единственное ограничение – каждые три дня нам делали тесты на ковид. Фильм мы снимали семь недель, а потом монтаж, постпродакшн и прочее. А первый фильм мы сняли за четыре недели – еще и потому, что дали меньше денег.
Зависть как конструктив
– Как происходит отбор актеров? Актер Джанвинченцо Пуглиезе сказал на пресс-конференции, что в Италии не существует такой профессии, как киноактер. Есть две главных категории: привилегированные и менее успешные.
– Не совсем. У нас больше не работает прежняя система, когда режиссер приглашал одного очень знаменитого актера, и этого было достаточно, чтобы залы были полны. Мы заметили, что в последнее время, даже если снять очень известного и любимого актера, залы не наполнятся.
Участие даже такой знаменитости, как Рикардо Скамарчо, не помогает их заполнить. Так как фильмы производят еще и для того, чтобы показать на популярных платформах, стало понятно, что лучше, чтобы в картинах был задействован более широкий спектр актеров.
– В «Наших призраках» у вас все профессиональные актеры?
– Да. Только ребенок, игравший Карло, поучаствовал в съемках впервые. Я не работаю с непрофессионалами.
Но в моей короткометражной картине Belissima девочка, игравшая главную героиню, снималась впервые. Дело в том, что нужна была полная актриса. Но, как вы понимаете, таких в этой профессии у нас нет. И поэтому главную героиню киноленты мы нашли в... Фейсбуке. Это была полная девочка, и мы у нее спросили, хотела бы она сниматься в кино? Она согласилась.
А вот в «Путешествии с Аделью» у нас было два варианта: взять актрису, которая сыграет девочку-аутиста, а другой – пригласить человека реально с этой болезнью и привлечь в мир кино.
Но если человек не актер, с ним работать очень трудно. И так как я хотел рассказать историю отношений между отцом и девочкой, но не касаться болезни, то решил, что лучше сотрудничать с профессиональной актрисой.
– Как вы работали с мальчиком, игравшим Карло?
– С семилетним Карло нам очень повезло, потому что его мама актриса, а отец музыкант. То есть у ребенка есть творческая жилка.
Я спросил у него, сможет ли он описать эмоции? Потому что не все дети могут это сделать. Я нарисовал ему кадры, где он должен выглядеть счастливым, и те, где грустным. И когда он не смог вытянуть эмоцию, я напомнил ему такую вещь, которая заставила его испытывать эти эмоции.
Традиции и забвение
– А есть место конкуренции, зависти между режиссерами одного поколения, разных поколений?
– Скажу вам, что зависть в этом смысле – хорошее чувство. Конструктивная зависть. Ты видишь успех своего коллеги и понимаешь, куда нужно стремиться, осознаешь, чему ты можешь поучиться у него. Она должна быть.
Зависть – хорошее чувство. Конструктивная зависть. Ты видишь успех своего коллеги и понимаешь, куда нужно стремиться, осознаешь, чему ты можешь поучиться у него. Она должна быть.
Но поскольку сегодня много фильмов делается для платформ, продюсеры зачастую привлекают непрофессиональных режиссеров. Приглашают сценариста, актера для создания фильма. И кино у него, скорее всего, на профессиональном уровне не получится. В этом случае профессионалы своего дела просто приходят в недоумение – зачем выпускать такую продукцию?..
Сценаристу, который написал сценарий для моего третьего фильма, предложили стать его режиссером. Но я сказал, что этого делать не нужно.
Работа режиссера – это не только увидеть, как должен выглядеть кадр, выбрать актеров, но и знать, как сотрудничать с разными творческими цехами – операторами, костюмерами, гримерами и т. п. Как руководить актерами в кадре.
Я уже 10 лет практикующий режиссер, но не уверен, что достиг совершенства в своем деле. У меня еще есть возможности роста.
Думаю, что режиссерами не рождаются, ими становятся в самом процессе производства фильма. Хотя у нас есть примеры, когда сценарист делал фильм как режиссер.
– О чем ваш третий фильм?
– «Колдун денег», или «Мошенник», наверное, по-русски. Это картина о реальном человеке, который жил в 90-х на Сицилии. Он занимался мошенничеством, обманув много людей. А тема фильма – алчность. До конца января хотим закончить сценарий.
Алессандро родом из старинного живописного города Орбетелло в Тоскане. Папа – художник по керамике, мама торговала цветами.
Пока не женат, еще не встретил свою половинку. В этом смысле фаталист – мол, будет – хорошо, не будет – как получится. Его брат женат, но его жена не хочет детей.
– Я заметила, что в западном мире сегодня набирает силу движение child free. Это очень страшно! Кроме того, что в Италии попираются традиционные семейные ценности, которыми всегда славилась ваша страна. Я заметила, что ни в одном из этих шести фильмов никак не обозначено понятие веры, религии, молитвы.
– Да, вы правильно подметили. Это в прошлом земля строгих католиков, но сегодня мало кто практикует веру в обыденной жизни. Чаще всего в итальянских фильмах религию показывают как инструмент подавления и ограничения людей. Но в обычной жизни это не так, а почему-то в фильмах так отражают...
– Вы крещеный?
– Да, я верующий человек.
И показал мне маленький крестик, нарисованый на боковой стороне ладони...
Европейский центральный банк (ЕЦБ) в четверг снизил прогноз роста экономики еврозоны на следующий год. ЕЦБ прогнозирует, что в 2023 году рост экономики еврозоны составит 0,5%, а не 0,9%, как прогнозировалось ранее.
По оценкам банка, в текущем и следующе...
Укрытия в многоквартирных домах и торговых центрах Подмосковья приведут в порядок до 25 декабря, сообщил начальник областного главка МЧС Сергей Полетыкин.
"По линии ЖКХ данная работа во всех многоквартирных домах проводится. Она должна быть завершена до...
В связи с несостоявшимся концертом Энрике Иглесиаса Госполиция повторно призывает отзываться пострадавших. Речь идет о концерте “Enrique Iglesias – ALL THE HITS LIVE”, который должен был состояться еще 5 декабря 2019 года в Arēna Rīga.
По этому уголовно...
Комментарии