Так уж устроена человеческая натура: даже если вы законченный пессимист, то все равно в душе, где-то в глубине, вы надеетесь на позитивные перемены. Разумеется, эти позитивные перемены народ всегда связывает с появлением новой власти – нового правительства. Латвия как раз находится в шаге от начала деятельности нового правительства.
Итак, нет сомнений, что сегодня Сейм – после, скорее всего, долгих дебатов депутатов от оппозиции (куда без этого!) – утвердит второе правительство Кариньша. Так и хочется добавить: найдите десять отличий от первого правительства Кариньша. А ведь действительно давайте попытаемся определить, что новенького нам готовит второе правительство Кариньша, чем оно отличается от первого, а также – обозначим те вещи, которые второе правительство унаследовало от первого.
Всё будут решать в кулуарах власти
Общие «черты», общие признаки двух правительств Кариньша.
Первый признак – и новая правящая коалиция не стала отказываться от традиции все ключевые решения де-факто принимать на закрытых заседаниях коалиционных советов. Примечательно, что эти советы новая коалиция назвала так же, как их называла предыдущая коалиция, – собрание (совещание) по сотрудничеству.
Второй общий признак – как и первое правительство Кариньша, равно как и еще минимум два предыдущих правительства (Страуюмы и Кучинского), обозначали «священных коров», которые нельзя трогать или, точнее, к которым можно прикасаться только на основании консенсуса (согласия) всех трех коалиционных сил. При этом и «священные коровы» все те же, что и были 4 года назад, 8 лет назад… Это любые изменения в Конституции, Законе о гражданстве, любые нормативные акты, которые регулируют использование языков, если предлагаемые изменения в нормативных актах могут ухудшить ситуацию с латышским языком… К этим «неприкасаемым» темам новая коалиция добавила еще и вопросы, связанные или затрагивающие бюджет, а также евроатлантический курс Латвии.
Третий общий признак – неистребимая любовь политиков к красивым фразам, за которыми или ничего не стоит, или, по крайней мере, не хватает конкретики – как добиться красивой и благородной цели. Кто-то из коллег подсчитал, что в правительственной декларации содержатся несколько десятков слов из серии «улучшим», «будем способствовать», «обсудим», «рассмотрим возможность», «изучим необходимость», «оценим»…
Какие же реформы были удачными?
Четвертый общий признак – второе правительство даже в коалиционном договоре обязалось продолжать удачно начатые реформы первого правительства Кариньша. Интересно было бы знать, о каких именно реформах идет речь?
Если о пресловутой реформе портов, то она кроме хаоса и неразберихи ни к чему не привела. Если, конечно, не считать достижением катастрофическое падение грузооборота и тяжелейший кризис в сфере транзита и логистики. Правда, сторонники реформы портов, когда просто самоуправления «выкинули» из этих самых портов, все беды в транзитной сфере объясняют исключительно «внешними факторами». То есть войной и другими геополитическими потрясениями.
А какие еще реформы первого правительства у вас остались в памяти? Едва ли таковой можно считать частичный перевод госуправления на удаленку. Скорее это не реформа, а вынужденная необходимость в условиях форс-мажора – пандемии.
Сильно наказывать не будут
Пятый общий признак – новая коалиция отказалась от первоначальной идеи… наказывать депутатов и министров за «неправильное» голосование. В коалиционном договоре второго правительства есть только одна санкция: «Если кто-то из депутатов коалиционной фракции не голосовал за выражение недоверия Кабинету министров или за разработанный Кабинетом министров ежегодный проект госбюджета, то считается, что соответствующий депутат не является депутатом коалиционной фракции в понимании этого коалиционного договора».
В переводе на простой язык это означает, что депутата просто выгоняют из правящей фракции за такое «неправильное» голосование.
И, наконец, шестой общий признак – второе правительство Кариньша, равно как и первое, по крайней мере пока не обещает масштабную оптимизацию госуправления, то есть реальное сокращение числа клерков.
А чем же отличается второе правительство Кариньша? Какие же мы можем выделить основные отличительные признаки?
Больше должностей!
Первый признак – спустя 13 лет (!) правительство пошло по пути увеличения количества министров и введения новых должностей в структуре управления. Напомним: речь идет о создании поста министра по климату и энергетике с образованием соответствующего министерства и о введении трех постов вице-министров. Справедливости ради заметим, что пока еще реально вице-министры не назначены – это произойдет, судя по всему, уже в новом году.
Второй признак – новая коалиция полна решимости, пусть еще и не сразу в следующем году, но реально увеличить ассигнования на проведение реформ системы внутренней безопасности. Имеется в виду и создание системы гражданской обороны, и переподготовку сотрудников полиции с существенным увеличением окладов в системе внутренних дел, и инвестиции в оборудование и в улучшение условий труда работников пожарно- спасательной службы и полицейских…
Экономику перестроят на новые рельсы?
Третий признак – если верить правительственной декларации, то новое правительство полно решимости осуществить трансформацию экономики. Что это может означать на практике? Насколько можно понять из общих фраз декларации и высказываний самого премьера Кариньша, речь идет о создании таких условий для бизнеса, чтобы латвийские предприятия могли производить продукты с высокой добавленной стоимостью и увеличивать за счет этого экспортный потенциал Латвии.
Четвертый признак – новое правительство будет еще консервативнее предыдущего, то есть будет охотно принимать весьма национал-радикальные решения. Хотя и предыдущее правительство на своем последнем этапе, кажется, затмило всех консерваторов Европы вместе взятых!
Обойдутся без радикальных шагов?
Впрочем, кажется, что новое правительство – по крайней мере, в лице «объединенных» и «Нового Единства» – не склонно сразу же «рубить шашкой».
Во всяком случае, в окончательном варианте правительственной декларации исчезло обещание, которое имелось в черновом варианте декларации – «Продолжим работу над принятым Сеймом в 1-м чтении законом «Об обеспечении статуса латышского языка как единственного государственного».
Видимо, большинство коалиции пока не настроено продолжать работу над этим явно бракованным законопроектом почившей в бозе партии «Консервативные». Впрочем, не будем обольщаться раньше времени…
Комментарии