Возможно, кто-то и надеялся, что пройдут выборы, политики «успокоятся» и прекратят «воевать» с местными русскоязычными – хотя бы руководствуясь здравым смыслом и пониманием, что в это сложное геополитическое время не стоит еще больше раскалывать общество. Сегодня можно точно сказать, что тех, кто на это надеялись, ждет сильное разочарование.
Без запаха либерализма
Если в прошлой правящей коалиции были представители некой либеральной формации в лице политиков «Для развития» / «За!», то в новой коалиции от либерализма не осталось даже запаха. Новая власть будет сугубо консервативной со сдвигом в радикализм. И это не преувеличение! Фактически всю идеологию второго правительства Кариньша будут определять представители партии Райвиса Дзинтарса.
Об этом свидетельствуют как проект правительственной декларации, в которую просто перекопированы все идеологически-языковые разделы политической программы TB – Visu Latvijai, так и первые шаги нового Сейма. С Сейма и начнем свой анализ!
И предвыборная кампания – только на латышском
Итак, вчера после бурных дискуссий большинством голосов комиссия Сейма по госуправлению и делам самоуправлений поддержала перенятие законопроекта прошлого созыва, который предусматривает запрет использования в предвыборной кампании иного языка, кроме латышского. Напомним, что соответствующая поправка, внесенная депутатами TB – Visu Latvijai, была одобрена прошлым Сеймом в двух чтениях.
В ходе дебатов часть парламентариев пыталась убедить коллег в том, что эта поправка, мол, лишь не позволит на русском языке размещать публичную агитацию в предвыборной период. Однако депутат Олег Буров справедливо заметил, что предложенная редакция законопроекта фактически запрещает публиковать в русских СМИ интервью на русском языке с любым кандидатом в депутаты, если это интервью идет в качестве оплаченной предвыборной рекламы. Причем запрет будет касаться и общественных СМИ на русском языке.
Представитель юридического бюро отметил, что данный законопроект с юридической точки зрения весьма некачественный и лучше его не перенимать новому парламенту. Если депутаты хотят ввести какие-то языковые ограничения, то они могут заново разработать законопроект и внести его в Сейм.
Увы, большинство членов комиссии к этому мнению экспертов не прислушалось и поддержало дальнейшее рассмотрение законопроекта. Кто бы сомневался!
Можно петь и танцевать. Пока
Что же касается правительственной декларации, то в многостраничном документе о нацменьшинствах правящие вспоминают… лишь один раз – в контексте участия представителей нацменьшинств во вселатышском празднике Песни и танца. Видимо, других прав и возможностей у нацменьшинств быть не должно? Остальные пункты декларации посвящены борьбе, выкорчевыванию родного для 37 процентов населения языка из публичного пространства. И не только! Дабы не быть обвиненными в искажении или передергивании, постараемся цитировать авторов декларации, что называется, близко к тексту:
«Чтобы укрепить использование латышского языка в ежедневном общении в качестве основы единения общества, будем уменьшать самодостаточность русского и других иностранных языков...»
«Будем укреплять позиции латышского языка как единственного государственного, в том числе вводя в публичный и частный сектор практику общения с жителями Латвии только на госязыке».
Таким образом, правящая коалиция выражает готовность вмешиваться и в язык общения в частной сфере. Причем вмешиваться, что называется, брутально. Это подтверждается и обещанием в правительственной декларации продолжить работу над принятым в 1-м чтении прошлым Сеймом законопроекта «Об обеспечении статуса латышского языка как единственного государственного».
На русском – только шепотом?
Напомним, что этот странный законопроект наспех сочинили депутаты от «Консервативных» – партии, которая вообще не попала в 14-й Сейм. Документ местами дублирует, а местами противоречит базовому документу – Закону о госязыке, на что и указывали сеймовские юристы. Но такие доводы депутатов во время предвыборного экстаза мало волновали и законопроект был поддержан в первом чтении. Нет сомнений, что его переймет новый парламент.
Законопроект полностью запрещает любую коммуникацию на русском со стороны государственных и муниципальных организаций и публичных персон-обществ капитала (читай – государственные и самоуправленческие предприятия). На других официальных языках ЕС общаться все-таки позволяется. Парламентарии решили не ограничиваться только госструктурами, но еще и беспрецедентно вмешаться в деятельность частного бизнеса! Русский язык нельзя даже будет использовать на сайте, в визуальной рекламе, в информации в тех коммерческих организациях, которые оказывают общественные услуги, услуги электронной связи (читай – телекоммуникации), платные услуги потребителям, услуги кредитования потребителям, торговцев энергией для физических лиц…
Какая уж тут политическая нация...
Цель нового правительства заключается также и в том, чтобы если не полностью выдавить, то существенно уменьшить долю русского языка и в информационном пространстве. «Дальнейшую защиту и развитие государственного информационного пространства фундаментально будем базировать на базе госязыка и ценностей Сатверсме, уменьшая подавляющую роль русского языка в информационном пространстве Латвии. Будем создавать такую медийную политику и законодательную среду, которая поддерживает содержание на латышском языке, и обеспечим, чтобы не происходила поддержка дополнительного содержания на русском языке».
Разговоры о создании политической нации так и останутся разговорами. Во всяком случае, эта идея-фикс, озвученная главой МИДа Эдгаром Ринкевичем, своего отражения в правительственной декларации пока не нашла.
Комментарии