На инфляционно–военном фоне нашлись люди, поднявшие вечные ценности. Фонд общественной интеграции вспомнил о том, что происходит между женщинами и мужчинами в нашей республике.
Из штампов рождается дискриминация
"У нас есть данные, и они не обнадеживающие. Мы основаны на стереотипах — на поле, возрасте, сексуальной ориентации", — констатировала Анна Брока, лектор Видземской высшей школы и исследовательница поколений. "Серьезная пропасть" — так охарактеризовала ученая различия между мужчинами и женщинами в Латвии по социальным параметрам. Eurostat подсчитал, что разница в доходах между двумя полами — 22,3%. Именно семьи с детьми являются социально отброшенной группой. Чем больше детей, тем трудней заработать прожиточный минимум.
По данным исследований, каждый 7–й ребенок Латвии не получает алиментов от бывшего родителя, в абсолютных цифрах это 46 тысяч человек.
"Не даем развивать благосостояние в своей стране, — констатировала А. Брока. — Конечно, я говорю об идеальной модели Скандинавии. Например, в Швеции в 60–е годы активизировали роль женщин на рынке труда".
Однако в Латвии женщины — лучшие! Так, по уровню высшего образования (34,5%) они выше общего уровня в стране — 26,7%. Прекрасный пол охотней устраивается на любую вакансию, потому среди них безработных только 4,6%, тогда как у мужчин — 8,5%. Однако это касается в первую очередь "пчел трудовых" старших возрастов. А есть такая аббревиатура, как NEET — не учащийся и не работающий молодой человек, так среди них общий уровень 8,6%, а у девушек 9,1%.
Анна Брока обратила внимание на безответственность мужчин, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, оттого у них высок уровень самоубийств. Низкая самооценка вообще начинается у мальчиков — их уровень 28%, а у девочек — 15,3%. Не верят в себя наши парни! А благодаря кому? Не мамочкам ли, которые компенсируют на них свои комплексы…
"У нас только что прошли выборы, избран новый сейм, — обратила внимание на успех дам в политике А. Брока. — 30% женщин–депутатов в парламенте XIV cозыва — неплохой показатель".
Поэтому она ждет активнейшего участия женщин в решении проблем государства — а начать надо с актуальнейшего как раз для них самих, к примеру, репродуктивного здоровья.
Увы, Латвия не подписала Стамбульскую конвенцию, запрещающую насилие в семье, — в нашей стране это печальное проявление не считается особой проблемой. По данным независимых экспертов, большинство кейсов в этой сфере относится к насилию мужчин против женщин. "Это чрезвычайно трудно доказать", — констатируют специалисты Фонда общественной интеграции. Трудно отделаться от насильника (в широком смысле!), когда это твой "законный", к тому же единственный кормилец в семье.
Женщина, мужчина — или профессионал?
Эдите Калниня представляет Латвию в Европейском женском лобби, а постоянно трудится в отделе персонала крупной госкомпании. Она считает, что государство должно обратить внимание на специфически женские проблемы — так, в 2021 году удалось добиться бюджетного финансирования операций по раку груди.
"Достигнута критическая масса", — удовлетворенно заметила Э. Калниня по поводу представительства женщин в законодательной сфере ЛР. Согласно приведенным ею данным Банка Латвии, чем больше представительниц прекрасного пола — тем более честная и открытая государственная власть и компания.
Что же формирует стереотипы о мужчинах и женщинах? "Устойчивая социальная ошибка", по словам госпожи Калнини, связана со строением мозга человека. Суть в том, что первые впечатления о людях происходят в том отделе нашего главнейшего органа, который отвечает за действия в случае опасности. Поэтому с огромной скоростью — до 40 миллионов нейронных соединений в секунду — в нас создается моментальное впечатление, благоприятен для нас новый человек или нет. "Когда нам нужно быстро принимать решение или у нас недостает информации, наши неосознанные предрассудки заполняют трещины, влияя на наши решения и общение с коллегами".
Для примера: женщина–кадровик смотрит на мужчину с плохой кожей и приходит к выводу, что он алкоголик. А все потому, что у того в организме какого–то фермента не хватает.
В качестве небольшого психологического эксперимента эксперт продемонстрировала аудитории четыре фотографии — двух мужчин и двух женщин, все прилично одетые, в дорогих очках. Каждая "половая" пара — один представитель помоложе, второй постарше. Кого же выбрали зрители на должность предполагаемого финансового директора? Разумеется, молодого господина, причем с большим отрывом. Такая вот предрасположенность. Мол, помоложе, следовательно, энергичный. А ну как он лжец, жулик и казнокрад?
Как отметила эксперт по равноправию полов Э. Калниня, порой женщины–избирательницы активно вычеркивают в списках при голосовании в органы власти именно дам–политиков. Это тоже происходит из стереотипов.
Товарищ женщина
Семейный психолог Дайна Печате рассказала о своем персональном опыте. Она никогда не сталкивалась с дискриминацией, пока не занялась бизнесом — в той сфере, где она трудилось, оказалось много мужиков. Поэтому пришлось на практике познавать, так сказать, "профессиональную совместимость"…
Теперь же ее интересует создание социальных предприятий — объединений лиц специфических групп, как то: длительных инвалидов, лиц с особыми потребностями. "Этот статус кажется весьма приемлемым и понятным, мы записались на программу поддержки", — поделилась опытом Д. Печате. "Здесь есть большая иррациональная часть", — рассуждает Дайна про увиденное и понятое в процессе работы с непростыми категориями сотрудников. Она выбрала тактику — не бороться со стереотипами вообще!
А тем временем на происходящее в Латвии все с большей озабоченностью начинают смотреть из Брюсселя. Ведь, по данным Eurobarometer, 20% респондентов уверены, что в нашей республике существует не просто разница — но дискриминация по вопросам пола. С таким средневековым варварством пора кончать, и вообще, нужно вспомнить практики тех времен, когда все были только — товарищи!
Комментарии