Сегодня еще один праздник — День русского языка. Ведь именно Пушкин, филигранно обработав наш великий и могучий язык, придал ему изысканное литературное звучание. Дал нам тот язык, на котором мы говорим сегодня.
Светлой памяти знаменитый пушкиновед Валентин Курбатов писал:
"Пушкин приходит к нам каждое начало июня, чтобы без назидания и пафоса укрепить нас в мужестве, терпении, свободе, любви и том, что называется самостояньем и обязанностями человека, без которых нет никаких прав, до которых мы стали так падки.
Если бы Александр Сергеевич написал только свои сказки, мир украсился бы чудесным сказочником. Если бы он написал только "Бориса Годунова" и "Маленькие трагедии", мир имел бы замечательного драматурга. Если бы он написал свое единственное стихотворение "Пророк", мир имел бы гениального поэта. Но в том–то и чудо, что все это соединилось в одном человеке. Как писал о Пушкине современный поэт: "В чем Пушкинского гения основа и в чем его прозренья хороши? В свободном изъяснении души, естественной раскованности слова".
Мы всегда идем к Александру Сергеевичу, как к первому сыну России, который дал нам наш великий, могучий литературный язык.
"Никогда в жизни я не хотел бы переменить ни своего Отечества, ни собственной истории, которую нам Бог дал… гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не знать оной есть постыдное малодушие", — завещал нам наш гений.
Еще в 13 лет, вослед полкам, проходившим в 1812 году через Царское село, где он учился в лицее, поэт писал: "Вы помните: текла за ратью рать, со старшими мы братьями прощались..". А в годовщину Бородинской битвы, как будто предвосхищая все последующие битвы, прорицал: "…Заветный пир манит их вновь — хмельна для них славянов кровь, но тяжко будет их похмелье…".
Проживи Пушкин еще 3–4 года, и у нас была бы его фотография. А так каждый представляет его по–своему. Удивительно — мы думаем о нем как о современнике, как о родном, безвременно ушедшем, любимом, реальном для нас человеке. Вплоть до живого ощущения — вот же он, здесь, рядом.
Святитель и поэт
Но и Пушкину в высочайшей степени не чуждо ничто человеческое. В состоянии глубочайшего духовного кризиса 26 мая 1828 года Пушкин пишет стихотворение "Дар напрасный, дар случайный…" . Ничего подобного он не писал ни до, ни после.
Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?
Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..
Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучный жизни шум.
Стихи были напечатаны в журнале "Северные цветы" в январе 1830–го. И тут же ответил на них тоже стихами митрополит московский Филарет (Дроздов). Один из крупнейших русских святителей писал Пушкину:
Не напрасно, не случайно
Жизнь от Бога нам дана,
Не без воли Бога тайной
И на казнь осуждена.
Сам я своенравной властью
Зло из темных бездн воззвал,
Сам наполнил душу страстью,
Ум сомненьем взволновал.
Вспомнись мне, забвенный мною,
Просияй сквозь сумрак дум,
И созиждется Тобою сердце чисто,
Светел ум.
— Такого еще не было в русской истории и русской литературе, — освещал то давнее событие в своей радиопередаче "Литературные прогулки" актер, сопредседатель Пушкинского общества Латвии Леонид Ленц. — Диалог, в который вступил первый поэт России Александр Пушкин и первый святитель митрополит московский Филарет, стал уникальным в духовной жизни и был по праву назван мировоззренческим.
Когда в 1867 году гроб с телом митрополита Филарета переносили из Троицкого подворья в Чудов монастырь, народ стоял толпой по обеим сторонам дороги на протяжении нескольких верст. А в 1994 году митрополит был канонизирован в лике святых.
Терпимый и мудрый характер носит ответ митрополита, в котором даже сохранена форма пушкинского стиха. "Ты ошибся, ты хотел написать — не напрасно, не случайно… Ты забыл, подумай, загляни себе в душу, вспомни, и все станет на свои места", — как будто говорил святитель.
Это должно было произвести глубочайшее действие на Пушкина — с его впечатлительностью и горячей отзывчивостью на малейшее доброе слово или движение души. Его расслышали, поняли, ему протянули руку! И откуда? От авторитетнейшего иерарха Церкви, который за богохульство мог испепелить его. А он услышал его вопль о помощи, увидел, что человек находится в крайней нужде духовной. Он снял церковное облачение и оделся в цивильное платье стихотворца, приблизившись к нему с увещеванием. И сделал это потому, что понял — здесь случай непростой, и человек непростой. Избранный человек. Нужный Богу, людям и Отечеству.
Слово Филарета стало точкой опоры, которая помогла Пушкину перевернуть ставший было на голову мир. И он ответил ему стихами "В часы забав иль праздной скуки", обращаясь к Богу, где были такие строки: "…Но и тогда струны лукавой я звук невольно прерывал, когда Твой голос величавый меня внезапно поражал".
Венок Пушкину
Поэты всех времен и народов преклоняются перед Пушкиным. С ним в сердце воевал Булат Окуджава, которому ныне исполнилось 100 лет, не зря написавший "На фоне Пушкина снимается семейство…", Анна Ахматова, которой через неделю исполнится 135 лет, в годину народных испытаний чеканила строки "…И мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово".
А Сергей Есенин, которому в следующем году будет 130, оказался во время Первой мировой войны в госпитале, который располагался в Царском селе. Сфотографировался у знаменитого царскосельского памятника Пушкину, посвятил ему стихи и завещал трижды обнести свой гроб вокруг знаменитого памятника поэту в Москве. Просьба русского соловья была выполнена.
Пушкин — это вечная утрата и вечная память о ней. Невысокий живой человек, маленькая смуглая рука которого написала первые и самые прекрасные строки в нашей поэзии…
И чем дальше уходит он в глубину времен, тем сильнее проявляется сила его обаяния и воздействия на нас. Его гениальная строка "Печаль моя светла…" очень характерна для его жизни. Приезжая в Пушкиногорье и поднимаясь к Святогорском монастырю, взираешь на мраморный надгробный памятник поэту именно в светлой печали.
"Мне нужно, чтобы моя репутация была не затронута, не запятнана по всей России", — писал Пушкин незадолго до дуэли. А прежде, похоронив маму в Святогорском монастыре, сосчитал, что до ее могилы на Святой (Синичьей) горе, где располагался монастырь, ровно 37 ступенек — он и прожил полных 37 лет.
"Здесь буду лежать и я", — решил тогда поэт и заплатил в монастырскую кассу 10 рублей — о чем свидетельствует запись в церковных книгах: "Получено от г–на Пушкина 10 рублей за место на кладбище".
Старинный Святогорский монастырь стал местом упокоения Солнца русской поэзии.
"Ты не упал, сраженный пулей подлой"
У знаменитой латышской поэтессы Мирдзы Кемпе, которой ныне исполнилось 117 лет, есть поэтические строки, посвященные Пушкину:
Не погребен ты в древнем Святогорье,
Ты не упал, сраженный пулей подлой,
Тебя народ в свои ладони поднял,
Прижал к груди, чтоб рана не болела.
Ты жив, и жизнь твоя не оскудела,
Ты жив. Печаль твоя опять светла.
Сегодня пройдет последнее перед выборами в Европарламент заседание Сейма.
В последний момент комиссия Сейма по социальным делам решила не торопиться с приятием жестких поправок в Закон об обороте алкоголя.
"Надо посоветоваться с шефом", — как сказ...
Комментарии