ru
dQxPTwM0fBwEIk1o1VkikoGmpLVkoPwM65wm8EB2
371251

Историческое меньшинство Латвии: суровые будни еврейской общины

Историческое меньшинство Латвии: суровые будни еврейской общины

Профессор истории Айварс Странга возглавляет в Латвийском университете Центр иудаики. На днях его пригласили в Латвийское еврейское общество, чтобы вспомнить, как сто лет назад строились отношения титульной нации и одного из крупнейших нацменьшинств молодой республики.

От демографического бума до первой депортации

В настоящее время численность евреев в Латвии — менее 10 тысяч, а 125 лет назад первая перепись населения Российской империи в губерниях, составивших впоследствии Латвию, зафиксировала 142 тысячи, или 7,4% местного населения. Путем экстраполяции можно предположить, что к началу Первой мировой войны их было уже 190 тысяч.

Самое большое городское население размещалось в Двинске — 55 тысяч. В Риге, не входившей в черту оседлости, где легально позволялось жить евреям, было 23 тысячи представителей этой национальности. В то же время в России существовало около 150 различных законодательных актов, ограничивающих права евреев, — кроме лимитов проживания в отдельных местностях, еще и процентная норма поступления в университеты.

Первая мировая началась со взрыва патриотизма. Янис Голдманис, депутат Государственной думы, произнес в Петербурге речь, обещая отдать латышскую кровь до последней капли. Еврейское же участие в армии России в целом составило около 500 000 человек. В Риге, на улице Бариню, тут же появился еврейский лазарет для раненых фронтовиков.

— Абсолютное большинство евреев Риги было лояльно России, — подчеркнул А. Странга. Но это не спасло их от антисемитизма — со стороны главнокомандующего, великого князя Николая Николаевича, последовали обвинения в шпионаже и высылки из прифронтовой полосы.
Весной 1915 года началось большое отступление царской армии, фронт подошел к Риге на несколько десятков километров — и началась депортация и из Курляндии. 24-25 апреля армейское начальство принялось высылать евреев. С сегодняшних позиций эти массовые акции, с использованием железной дороги, можно назвать этнической чисткой. При этом генерал-лейтенант Курлов, помощник начальника Двинского военного округа, заявил, что вреда от этого будет больше, чем пользы. К примеру, из Виндавы выслали всех зубных врачей!

В то время местами ссылки стали сравнительно благоприятные губернии Восточной Украины. «В результате пала черта оседлости, где евреи жили в страшной скученности», — отметил Айварс Странга. «Выселенцы» перемешались с беженцами, хотя вторым полагалось пособие, а первые были вынуждены полагаться только на себя. В Риге местные евреи создали комитет помощи курляндским и литовским единоверцам — так стали появляться первые общественные деятели, в частности адвокат Пауль Минц (1868-1941), в будущем член Народного совета, Учредительного собрания, единственный еврей среди членов правительства — министр благосостояния в 1920-21 гг. и государственный контролер при трех Кабинетах министров. Умер в советском лагере…

«Нам нужно брать пример с евреев»

Такое высказывание в годину Первой мировой войны принадлежит не кому иному, как Карлису Улманису! В будущем лидер Крестьянского союза ловко манипулировал в сейме голосами нацменьшинств. По этой части с ним взаимодействовали и парламентарии еврейских фракций.
Но во время Первой мировой около 100 000 евреев покинуло Латвию — в частности, семьи будущего российского теоретика литературы Юрия Тынянова или британского философа Исайи Берлина. «Целый мир погиб», — констатировал Айварс Странга. К примеру, до той войны в Кандаве жило около 1000 евреев, в 20-е годы — только 50.

Тем не менее община смогла выдвинуть новых лидеров — таким, в частности, стал хасид Мордехай Дубин, еврейский общественный и политический деятель, член латвийского Учредительного собрания и сейма от консервативной, ортодоксальной партии «Агудат Исраэль» (1920—1934) и глава еврейской общины Латвии до 1940-го.

Его тезка Мордехай Нурок представлял направление религиозного сионизма — партию «Мизрахи». Образованный курляндец, он вошел в тесный контакт с основателем сионистского движения Теодором Герцлем. В сейме Латвии одновременно заседали двое евреев — Мордехай и Арон Нуроки. После того как Латвия была советизирована, М. Нурок попал в заключение, но был освобожден после вмешательства США и впоследствии эмигрировал в Израиль, где даже номинировался в президенты молодого государства!

Неудачные инвестиции

— Если мы хотим изучать революцию, то нужно прочитать книгу Солженицына «Двести лет вместе». То, что он не любит евреев–коммунистов, понятно, но книга честная, — считает профессор Странга. Русский писатель пришел к выводу, что 1917 год был не «еврейской» революцией, а русской. Разумеется, были отменены ограничения вроде черты оседлости, и Временное правительство получило огромное количество еврейских денег в виде подписки на облигации «Займа Свободы». Со своей стороны, русские купцы брали эти бумаги крайне неохотно и, как выяснилось, были правы, ибо те оказались совсем не ценными…

В то же время произошла активизация первой социал-демократической партии Российской империи «Бунд», созданной в Вильно в 1897 году. Самое парадоксальное, что в то время именно «Бунд» был против распада России, так как это могло разрушить экономику.
— «Бунд» хотел только культурной автономии — школ, театров, газет. И для евреев, и для латышей. Но это уже не удовлетворяло народы Российской империи!

Латгальский конгресс в Резекне 9-10 мая 1917 года принял решение объединиться с прочими территориями, населенными латышами. В то время это не понравилось ни местным русским, ни евреям — даже прошли демонстрации за сохранение Режицы и Двинска в составе Витебской губернии. Зато летом 1917 года восемь евреев впервые были выбраны в Рижскую думу, которой руководил будущий президент Густавс Земгалс — весьма филосемитский политик. Занятным было одно из первых решений — о запрете по воскресеньям всякой торговли. Это расстроило еврейских торговцев — они уже сами отказались от торговли по субботам…

В то же бурное время Линардс Лайценс, левый писатель и создатель Национал-демократической партии, опубликовал брошюру «Латвийское государство».

— Евреи не были к этому готовы, — признает А. Странга. Но и большевиков из латвийских евреев вышло немного. Самым известным был лиепайчанин Семен Нахимсон, ставший комиссаром на Рижском фронте и большевизировавший латышских стрелков.

С другой же стороны, в Ригу прибыло немало евреев-эмигрантов из красной России. Достаточно вспомнить Якова Брамса, которому мы обязаны появлением знаменитой ежедневной газеты «СЕГОДНЯ». А 16 мая 1920 года путем выборов из дюжины списков сформировали еврейскую общину как юридическое лицо.

ЗАЛОЖНИКИ

Царская армия брала заложников из гражданского еврейского населения собственной страны, расстреливая их в качестве наказания за якобы проводимый их единоверцами шпионаж.

Австралийские мошенники разбрасывают бумажные биткоин-кошельки

Полиция Нового Южного Уэльса (Австралия) предупредила граждан о мошенничестве с использованием бумажных биткоин-кошельков. Как сообщает полиция, аферисты раскидывают на улицах или в парках листовки в виде бумажного кошелька с криптовалютой, содержащего...

Священника судят за уклонение от уплаты налогов: за «оптимизацию» на €27 691

Неординарное уголовное дело против католического священника за уклонение от уплаты налогов Рижский городской суд Видземского предместья продолжит рассматривать 19 декабря.

Согласно версии обвинения, священник, будучи ответственным должностным лицом рели...

Исполнительный директор «Феррари» Винья – фаворит на место руководителя

Исполнительный директор «Феррари» Бенедетто Винья близок к тому, чтобы стать руководителем команды в «Формуле-1».

Маттиа Бинотто, как сообщила итальянская пресса, решил покинуть компанию. Винья является фаворитом на место Бинотто в краткосрочной перспек...



Комментарии