ru
KBsdkjKmgRxN5WlKeSEGRMbeSTJPU8zwcPP1OWod
3586739

Минздрав ЛР обещает, что лекарства подешевеют на 15–20%. Но это еще не точно

Минздрав ЛР обещает, что лекарства подешевеют на 15–20%. Но это еще не точно

Латвийская ассоциация снабжения лекарствами, а также еще две профессиональные ассоциации обратились к премьеру и ряду министерств с письмом, в котором посетовали на то, что до сих пор никаких переговоров с отраслью о конкретных планах по снижению стоимости медикаментов не проводилось.

Несмотря на публичные заявления главы Минздрава Хосама Абу Мери («Новое Единство») об имеющемся плане по снижению для пациентов цен на лекарства.

Неужто подешевеют?

И действительно, министр здравоохранения теперь с завидной регулярностью вещает о том, что уже осенью цены на лекарства снизятся на 15–20%. Речь, правда, идет не обо всех лекарствах, а только о компенсируемых и рецептурных.

Отметим, что конкретные поправки в нормативные акты еще пока не готовы – Минздраву правительство дало срок до июля, так что время еще есть. При этом в Литве и Эстонии на целый ряд медикаментов, включая рецептурные, цены действительно ниже, чем в Латвии.

Плата за рецепт

Так что же собственно предлагает Абу Мери? Он хочет ввести фиксированную (судя по всему, минимальную) наценку для оптовых складов и аптек за каждую упаковку рецептурного и компенсационного медикамента. Выше ставить цену оптовым торговцам и аптекам будет запрещено.

Напомним, что маленькие аптеки уже предупредили об угрозе закрытия, если будет введена подобная система. Реагируя на этот сигнал SOS, глава Минздрава пообещал ввести плату за обслуживание аптекой каждого рецепта на медикамент в размере 1,50 евро. Из этой суммы, как полагает Абу Мери, половину бы оплачивало аптекам государство, а половину – пациент. Значит ли это, что аптеки, к примеру, в Риге такую плату взимать не смогут, а только региональные аптеки?

Но, во–первых, это будет явная дискриминация аптек и приведет к иску в Конституционный суд, а во-вторых, если у одного пациента сразу два или три рецепта, а еще и рецепт на лекарство для его ребенка, то тогда за один поход в аптеку только за обслуживание рецептов придется выложить 3–5 евро? И где же тогда обещанное снижение цен?

Это означает, что уже снижение стоимости медикамента в реальности будет не на 15 процентов, а процентов на 10, если вообще будет.

К тому же есть и опасность, что фиксированная цена приведет к дефициту того или иного рецептурного медикамента. Аптечным сетям просто будет невыгодно закупать и хранить те или иные лекарства. Проблемы могут возникнуть и с компенсируемыми медикаментами. Но не будем торопиться с выводами и дождемся конкретных предложений Минздрава.

Между тем опыт показывает, что когда государство чересчур регулирует цены, коммерсанты, – а аптеки это тоже бизнес, пусть и специфический, – ищут пути «компенсирования» убытков или недополученной прибыли. И нельзя исключить, что в этом случае аптеки будут делать максимально допустимую наценку на нерецептурные медикаменты! А таких лекарств очень и очень много.

А может просто снизить налоги?

Интересно, что озвученный план снижения медикаментов почему-то пока не предусматривает снижения до 5% ставки НДС на медикаменты. Хотя это самый простой и самый эффективный способ реально снизить цены на лекарства.

Кстати, такое снижение выгодно в итоге и госказне, поскольку и компенсируемые медикаменты, стоимость которых государство частично или полностью компенсирует, будут в итоге госказне обходиться дешевле! К тому же за счет сэкономленных на льготной ставке НДС средств государство может компенсировать стоимость лекарств большему числу пациентов.

О компенсационных медикаментах стоит сказать особо. По объему оплачиваемых государством хроническим больным лекарств Латвия занимает одно из последних мест в Евросоюзе. Стоит ли удивляться, что и по продолжительности жизни наша страна занимает второе место с конца?!

Запоздалое финансирование

При этом годами практика финансирования компенсационных медикаментов не меняется: сперва выделяется меньше, чем реально необходимо, а затем в течение года государство добавляет, пытаясь хотя бы частично решить проблему. Этот год не стал исключением – недавно Минздрав принял решение выделить дополнительно на эти цели 30 миллионов евро.

Также расширен и перечень диагнозов, чтобы большему числу пациентов были доступны лекарства, частично и или полностью оплачиваемые государством. Однако врачи по-прежнему сетуют на то, что в списке компенсационных медикаментов нет инновационных лекарств для лечения онкологии и редких болезней. И само дополнительное финансирование поступило с опозданием.

Как известно, Минздрав объявил онкологию главным приоритетным направлением. Значит ли это, что хотя бы в следующем году на борьбу с раком будет выделено достаточно средств? Посмотрим…

Ясно одно: невозможно улучшить систему медицинского обслуживания без повышения доступности лекарств и без финансирования государством самых современных и эффективных медикаментов. Очевидно, что лекарства, которые необходимы пациенту по жизненным показаниям, должны оплачиваться в стопроцентном размере – независимо от их изначальной стоимости.

Это не только гуманно, но и справедливо, учитывая и уровень жизни в Латвии, когда многие больные просто не в состоянии купить выписанные им врачом лекарства! Что толку, если удастся (что тоже не факт) уменьшить очереди к врачам, если все равно пациент не сможет купить лекарства и, стало быть, лечение не будет эффективным!

Латышский — в массы! Чиновники займутся сплочением общества

Министерство культуры озаботилось проблемой сплочения латвийского общества. Солидаризировать население чиновники собираются с помощью укрепления роли латышского языка и единого понимания истории.

Пора объединяться

Министерство культуры подготовило проек...

Погода в четверг, 9 мая: пасмурно, с осадками
В Латвии ожидаются осадки — в основном небольшие дожди, но местами на фоне холодной погоды утром может выпасть мокрый снег, следует из прогноза Латвийского центра среды, геологии и метеорологии.
«Идут психологические операции против нашего населения» - Мурниеце

«Говоря о том, что происходит в информационном пространстве, я хочу подчеркнуть, что идут психологические операции против нашего населения. Ведутся попытки манипулировать и создать это чувство незащищенности», - объясняет в эфире TV24 депутат Сей...



Комментарии