По семейным обстоятельствам у моего старшего сына были все предпосылки для авиационного будущего – один дедушка подполковник ВВС, второй – доцент РАУ. И вот молодой человек получил степень магистра по авиационной специализации и даже поработал несколько лет в компании, занимавшейся тестированием российской авиатехники. Но потом, как все знают, началось...
Командировку на Казанский авиазавод тамошние инстанции не согласовали... И пришлось дипломированному специалисту переключиться в сферу логистики, перевозок всякого-разного товара. Что же до воздушных сфер, то в подарок сыну преподнесли дрон.
Приключения латвийского квадрокоптера
Эта пластиковая птица весит, наверное, как ворон – пару килограммов. Управляется с пульта, оснащена своей встроенной оптико-электронной системой, позволяющей осуществлять фото и видеосъемку, сохраняя кадры на карте памяти. В полете существо с четырьмя маленькими электрическими двигателями может находиться минут 20, если дело зимой, то поменьше – батарея садится быстрей. На полную зарядку необходима пара часов.
Ну и куда бы отправиться с таким питомцем? Вначале был энтузиазм – вся Латвия, казалось бы, под крылом. «Мы летали», как важно говорят дроновладельцы, в Ропажском крае, и на Даугаве, и на берегу Рижского залива. Ракурсы получались феноменальные – все-таки наша земля с водоемами чудесно выглядит, особенно когда они освещены солнцем и находятся на определенной дистанции, скрывающей некоторые бытовые недостатки.
Однако недавно в одном приморском месте – казалось бы, ничего стратегического, подъехала к ним машинка полиции самоуправления. Дрон попросили на посадку, затем внимательно изучили, вбили что-то в свой компьютер, в общем, зарегистрировали и предупредили – больше тут в воздух не подымайтесь!
Увлечение становится профессией
Съемки с дрона стали не просто хобби, но и прибыльным бизнесом. К примеру, весьма позитивно влияют впечатляющие пейзажи земель и имеющихся на них строений на продажу недвижимости. Масса латвийских дворцов и поместий уже обзавелись на своих интернет-сайтах видами, сделанными с высоты птичьего полета.
Предприниматель Алексей, с которым мы пообщались по дроновой проблематике, запускает свой беспилотник километра на четыре.
– Должна быть прямая видимость антенны, чтобы она «видела» дрон. Из-за елок – пробивает, но проблема возникает, если дрон перелетел через дом. Или – через холм. Но по моим настройкам, если дрон потеряет сигнал, то он возвращается по маршруту, которым прилетел.
Дрону, естественно, не нравится сильный ветер. Дождь не любит потому, что у него нет такой герметизации, попадет внутрь – начнут платы окисляться. Но есть и новая модель, которой ливень не страшен. Снег – если сухой – то он его лопастями разгоняет, не страшно. У меня был такой прецедент – запускал у Рундальского замка в мороз и туман, и на дроне стало появляться обледенение, как на самолете. Он начал терять высоту, а когда опустился, то весь корпус оказался обросшим льдом.
В арсенале дрона Алексея – и «прошитые» в памяти карты всей Европы с запретными зонами для полетов, и датчики-парктроники, не позволяющие приблизиться к объекту ближе, чем на полтора метра.
– Столкнуться, в принципе, невозможно – он «видит» даже ветки. Единственное, что не замечает – это тонкие кабели и препятствия над собой. Где у него были небольшие проблемы – так это у пеленгов, которые следят за судами и вертятся на столбах. Я в Мерсрагсе летал, у нас там есть – и были моменты потери сигнала. Проверил в Рое – то же самое. Не очень комфортно, когда не можешь пользоваться дроном.
Принципиальным отличием дрона является быстрый взлет – и медленная, раз в пять продолжительней, посадка. В эти моменты в аппарате четко работает гироскоп, поддерживающий его равновесие. Вариант экстренной посадки – отключение двигателей.
– Тогда он падает камнем! Но можно метров за пятнадцать завести двигатели вновь – и тогда дрон приземлится нормально.
Мнение министра Бришкенса
Однако на минувшей неделе на заседании Кабинета министров обсуждались пространные «Правила полетов беспилотных воздушных судов». В них систему обязательных автоответчиков планируется распространять и на дроны небольшой массы – до 1 кг. «Правовое регулирование полетов беспилотных воздушных судов нужно пополнить», – строго вещает министр сообщения Каспарс Бришкенс, который вроде как представляет леволиберальную партию «Прогрессивных», но по факту закручивает гайки.
Так, например, для дронов станут запретными полеты на расстоянии ближе 500 метров от «инфраструктурных объектов, связанных с существенными интересами государства и общества». На всякий полет дрона (в латышском документе почему-то применяется английская аббревиатура UAS), который будет протекать в таких зонах, нужно будет испрашивать особое разрешение, которое потом хранить в электронной базе данных 2 года.
Понятно, что к такого рода постройкам можно отнести, на самом деле, фактически любое сооружение в Латвии.
«По возможности уклоняться от полетов над людьми, транспортными средствами, участвующими в дорожном сообщении, а также животными и инженерными строениями», гласит пункт 2.1.
Ведомство гражданской авиации и Министерство экономики, учреждения государственной безопасности и Банк Латвии, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией и Государственная лесная служба – все они теперь смогут устанавливать закрытые для полетов места.
Пилот (так официально именуется дроновладелец) должен знать, что и муниципалитет в своем праве, и имеет право ограничивать взлеты и посадки вблизи: публичных мероприятий, шествий и пикетов; мест скопления людей; учебных заведений; лечебных учреждений; населенных территорий самоуправлений; улиц или участков улиц с интенсивным движением; детских площадок и зон отдыха; кладбищ.
Ну тогда, может быть, на природу? Ан нет: «В связи с 31-м пунктом проекта у Управления охраны среды есть право возбуждать определение географических зон UAS над особо охраняемыми объектами природных территорий, а также над микрозаповедниками, которые созданы для защиты особо охраняемых птиц, и их буферными зонами, а в горизонтальной плоскости – в 100 м от упомянутых объектов, чтобы ограничить уровень шума и беспокойства».
Интересные строки в аннотации на портале правовых актов tapportals.gov.lv:
«Оценивались ли альтернативные решения? Нет. Оценивалась ли соразмерность требования и затрат к выгоде? Нет».
Вот не думаю, что все это так уж случайно совпало с подписанием Латвией так называемой «коалиции дронов» с Украиной. Вероятно, теперь оставшиеся не у дел местные беспилотники можно будет выкупить по дешевке и отправить на фронт.
Но мы своего любимчика не отдадим – ведь наверняка на всей закрашенной красным карте республики останется какой-нибудь участок для вольных полетов. Главное, конечно, там не столкнуться с прочими любителями.
«Существует ли в латвийском законодательстве понятие «клевета» и можно ли подать в суд на человека, который постоянно очерняет меня перед коллегами? Есть люди, которые готовы свидетельствовать, а также видеозапись, где человек распространяет порочащие ...
В субботу вечером на Таллинском шоссе возле Адажи небольшой самолет совершил аварийную посадку, сообщили в латвийском Агентстве гражданской авиации.
«Сегодня по техническим причинам самолет гражданской авиации, на борту которого находились два человека,...
«Моя мама коренная рижанка: родилась, училась и всю жизнь проработала в Риге и там же вышла на пенсию. Недавно овдовела, осталась одна.
Я с семьей живу в Даугавпилсе, и мои семейные обстоятельства такие, что забрать к себе я ее не могу, да она и сама не...
Комментарии