Конституционный суд (КС) признал неконституционным ограничение на организацию азартных игр на всей административной территории Риги.
Если в территориальной планировке устанавливаются ограничения на конкретные виды коммерческой деятельности, действия самоуправления должны быть объективно обоснованы и основываться на рациональных соображениях, отметили в КС.
Дело рассматривалось по заявлениям нескольких лиц, которые получили лицензии на игорные заведения на основании выданных самоуправлением разрешений на открытие игровых залов в определенных местах на административной территории Риги.
Оспариваемая норма предусматривала запрет на организацию азартных игр и предоставление соответствующих игорных услуг на всей административной территории Риги, за исключением четырех- или пятизвездочных отелей.
Суд постановил, что организация азартных игр является законной коммерческой деятельностью, осуществляемой в условиях свободной конкуренции. Законодатель наделил самоуправление полномочиями самостоятельно определять, в каких местах или на каких территориях можно ограничивать организацию азартных игр. Муниципалитет также имеет право обозначить в территориальном плане неограниченное количество зон, где азартные игры не разрешены. Однако муниципалитет должен соблюдать принцип оценки территорий.
По мнению КС, самоуправление не смогло обосновать, почему организация азартных игр запрещена в функциональных зонах территориального плана, где коммерческая деятельность предусмотрена в качестве одного из видов разрешенного использования территории.
Муниципалитет, вводя ограничения на организацию азартных игр, должен обеспечить, с одной стороны, соблюдение основных прав, гарантированных коммерсантам статьей 105 и другими положениями Конституции, а с другой - защиту прав отдельных лиц путем снижения возможных рисков возникновения игровой зависимости.
В соответствии с принципом оценки территорий, закрепленным в Законе об азартных играх, муниципалитет должен оценить, например, в процессе территориального планирования, площадь застройки и расположение объектов инфраструктуры, плотность населения, интересы жителей и коммерсантов и другие аспекты, которые могут послужить основанием для введения ограничений на организацию азартных игр.
Помимо ограничений на проведение азартных игр, установленных законом об азартных играх, муниципалитет может, оценив площадь застройки и расположение объектов инфраструктуры в конкретном районе, запретить проведение азартных игр вблизи, например, образовательных, культурных, спортивных объектов, мест отдыха и детских игровых площадок.
Аналогичным образом ограничения на проведение азартных игр могут быть введены после соответствующей оценки в местах с большим потоком людей, например, вблизи остановок общественного транспорта, а также в районах малоэтажной и многоэтажной застройки. Муниципалитет не проводил такой оценки до введения ограничений на азартные игры на всей административной территории Риги.
В то же время суд постановил, что индивидуальная оценка каждого участка в процессе территориального планирования при введении ограничений на конкретные виды игорной деятельности не является рациональной и целесообразной.
Следовательно, ограничение основных прав, содержащееся в оспариваемой норме, несовместимо с положениями Конституции. Оспариваемая норма признана недействительной с момента, когда произошло нарушение основных прав лиц.
Дело было начато по иску игорных компаний ООО "Olympic Casino Latvia", ООО "Alfor" и ООО "Joker LTD".
В 2018 году Рижская дума приняла решение упразднить 42 игорных зала, расположенных в историческом центре и его охранной зоне, а также в зоне смешанной застройки. Исключение было сделано для четырех- и пятизвездочных отелей.
Владельцы игорных залов обратились в суд, но суд постановил, что ограничения, введенные думой, соответствуют основному закону. В настоящее время в центре города нет игорных залов.
Однако в новом плане развития Риги самоуправление предусмотрело возможность закрытия игорных залов по всему городу.
Вступление плана в силу было временно приостановлено тогдашним министром охраны среды и регионального развития Артуром Томом Плешсом, что отсрочило закрытие игорных заведений. Однако следующий министр, Марис Спринджукс, отменил это решение, и в сентябре 2023 года Рижская дума аннулировала 139 разрешений на игорные заведения, расположенные за пределами центра города. Эти игорные заведения должны быть закрыты в течение пяти лет.
Латвийская ассоциация игорного бизнеса, напротив, считает, что нарушаются имущественные права предприятий, принцип законных ожиданий и права иностранных инвесторов.
С необходимостью выбора нового кандидата в министры иностранных дел "Новое Единство", скорее всего, считалось.
Она возникла бы даже, если бы Кришьянис Кариньш не объявил о своей отставке: заявив его кандидатуру на выборах в Европарламент под вторым ном...
«Посмотрев на латвийский средний класс, можно сказать, что он весьма тонкий!».
Ассоциированный профессор Факультета социальных знаний ЛУ Байба Бела в Dienas Bizness констатировала, что даже у наиболее обеспеченной части жителей Латвии, больше материальн...
Отрабатывающий последние дни на посту главы Министерства иностранных дел Латвии Кришьянис Кариньш заявил, что риторика самопровозглашенного белорусского президента Александра Лукашенко свидетельствует об отказе этой страны от "любых иллюзий независимос...
Комментарии