ru
pQ1ZcUNMImO6jC5ovS29LhHhe0ZocdzRn4cOfgHB
2822034

Охота на садоводов: в Латвии может появится еще одна «полиция» – ландшафтная

Охота на садоводов: в Латвии может появится еще одна «полиция» – ландшафтная

Сейчас, глядя на снежные завалы, трудно представить себе, что через несколько месяцев мы снова будем любоваться прекрасными зелеными коврами и цветочными композициями в городских парках и скверах или просто проходя мимо жилых или общественных зданий, где искусно высаженные растения мастерски сочетаются с другими художественными объектами – из металла, камня и т. д.

Любуясь рукотворной красотой природы, мы не всегда задумываемся, что это – результат профессионализма и творческой фантазии людей, чья специальность называется «ландшафтный архитектор».

Профессия, прямо скажем, очень непростая, требующая множества специфических знаний и навыков. Нужно разбираться в стилях ландшафтного дизайна, видах декоративных растений, почвах и т. д., нужно уметь делать точные расчеты и чертежи, нужно обладать пространственно-художественным воображением, вкусом и, разумеется, талантом. Деятельность ландшафтного архитектора предполагает и серьезную ответственность, поскольку напрямую связана и с экологией, и с немалыми финансовыми затратами клиента, и со здоровьем тех, кто будет находиться в конкретном благоустроенном природном уголке…

Кара для «самозванцев»

Понятно, что ни один здравомыслящий заказчик не поручит такие работы первому встречному. Но все-таки надежнее, когда профессиональная деятельность регулируется законом. Очевидно, поэтому в Министерстве культуры некоторое время назад приступили к разработке законопроекта, посвященного деятельности архитекторов, в том числе ландшафтных.

Как пояснила представитель Министерства культуры Лита Кокале, сверхзадача будущего закона в целом – создать условия, при которых будет обеспечено высокое качество строительной культуры, архитектурно-пространственной среды и культурного ландшафта и, соответственно, право каждого жить в благоустроенной культурно-, социально-, экономически-природной среде.

Конкретно, законопроект предусматривает различные направления правового регулирования – архитектурные принципы и учреждения, ответственные за их реализацию, роль и статус профессии архитектора и ландшафтного архитектора, требования к профессиональной квалификации (для сертификации), а также требования к самой системе сертификации, профессиональная ответственность и процедуры ее контроля, вопросы профессиональной этики и многое, многое другое.

Не будем утомлять перечислением всех подробностей законопроекта, пусть и важного, но все-таки касающегося сравнительно узкой области. Остановимся лишь на разделе VIII, в котором речь идет об административной ответственности (цитата) «за не разрешенное использование названия регламентируемой профессии или регламентируемого предприятия». Иными словами, за нарушения, когда некое физическое или юридическое лицо, оказывая соответствующие услуги, не является специалистом в понимании данного закона.

Наказания тут предусматриваются более чем солидные – до 400 штрафных единиц для физического лица и до 4000 (!) штрафных единиц для юридического. Полномочиями вести административный процесс в случае констатации нарушения планируется наделить Совет коллегии (Kolēģijas padome).

Конечно, быть самозванцем – это очень, очень нехорошо, тем более в такой непростой и ответственной профессии. Однако, если кто не в курсе: 1 штрафная единица – это 5 евро. Штраф до 2000 евро для частных лиц и до 20 000 для юридических – не слишком ли это сурово?

«Полиция» от архитектуры?

Вопросы по поводу репрессивной части законопроекта возникли и у представителей Объединения юристов, участвовавших в недавнем очередном заседании, посвященном обсуждению законопроекта.

Рихард Бунка, председатель Латвийского объединения юристов:

– Государство в лице Министерства культуры намерено ввести ответственность, если человек или фирма выполняет работы по благоустройству среды (по сути, садовники), но при этом у них нет специального сертификата. В этом случае на частное лицо можно будет наложить штраф до 2000 евро, а если такой человек является работником юридического лица (фирмы) или если несколько таких человек объединились в фирму и оказывают услуги как юридическое лицо, на предприятие может быть наложен штраф в размере аж до 20 000 евро.

Однако еще больше вопросов, чем размеры штрафа (о чем можно еще дискутировать), вызывает учреждение, в компетенцию которого будет входить рассмотрение административных нарушений. Речь идет о расширении полномочий Совета коллегии (Kolēģijas padome) при Министерстве культуры.

В случае принятия данного закона Совет будет уполномочен вести делопроизводство и рассматривать административные нарушения. Соответственно, для него понадобится организовать технический доступ в системы административных нарушений – чтобы у работников была возможность вводить туда данные о нарушениях, зафиксированных этой структурой, а также о наказаниях.

Также этой структуре понадобится своя материально-техническая база для розыска нарушителей и фиксации нарушений; проще говоря, штат сотрудников, транспорт и проч., чтобы ездить по Латвии и проверять, не занимается ли кто-то ландшафтно-садоводческими работами, не имея сертификата на этот вид деятельности. В обязательном порядке понадобится штат юристов – на случай, если решения будут оспариваться лицами, в отношении которых было вынесено наказание, а также создание вышестоящей структуры, которая будет рассматривать эти апелляции…

Когда эта инициатива была передана на рассмотрение нашего Объединения юристов, то у большинства из нас это вызвало недоумение: к чему такие строгости и зачем вообще это нужно? Представим: работает человек при какой-то юридической структуре, выполняет работы по благоустройству окружающей среды; у него нет сертификата, зато есть большой опыт, вкус, навыки, и его работа заказчиков устраивает. Получается, что в случае принятия этого закона он должен будет все бросать, бежать на какие-то курсы и сдавать экзамены, чтобы получить сертификат? Или его должны уволить, чтобы не платить огромные штрафы?

Напомню: речь идет о людях, которые не просто не создают никакой угрозы общественному порядку, а напротив, честно работают: улучшают окружающую среду, – а это достаточно тяжелый труд, – и платят налоги. Просто некоторые из них без «бумажки». Так неужели отсутствие сертификата в данном случае является настолько вопиющим нарушением, что для борьбы с ним необходимо создание целой структуры?!

На наш взгляд, эта структура, которую мы в своем кругу назвали «ландшафтной полицией», станет просто очередной «конторой» – потребителем бюджетных средств. И вряд ли поступления в бюджет от ее деятельности будут перекрывать ассигнования на ее функционирование. Простая математика: допустим, каждую неделю удастся поймать одного нарушителя (хотя это не факт). В году 52 недели – то есть 52 нарушителя в год. И ради этого создавать еще одну бюрократическую структуру в дополнение к уже имеющимся?!

До 2021 года, пока у нас был в силе Кодекс административных нарушений (КАН), у нас существовало 43 (!) структуры, в чью компетенцию входило право налагать наказания за административные нарушения. Потом, когда КАН ликвидировали, а статьи распределили по другим структурам, число «контролирующих и наказывающих» выросло до 50. Сегодня таких структур уже 51, если к ним добавится т. н. «ландшафтная полиция», их станет 52. То есть число «надзирающих» растет, и это несмотря на то, что административный аппарат страны и без того непомерно раздут, если брать его численное соотношение с количеством тех, кто реально наполняет бюджет.

В свое время, когда число «контролирующих и наказывающих» росло как на дрожжах, в нашем Объединении юристов бытовала такая шутка: скоро каждое министерство обзаведется своей «полицией», за исключением разве что Министерства культуры. Казалось абсурдом, что при министерстве с функцией «сеять прекрасное, доброе, вечное» может быть что-то репрессивное. Прошло не так много времени – и этой шутке, похоже, суждено стать реальностью...

Быть или не быть?

...В числе вопросов, направленных автором в Министерство культуры, были такие: сколько потенциальных нарушителей, по мнению Министерства культуры, сейчас работает в сфере ландшафтной архитектуры и в чем конкретно заключается вред их деятельности? Понадобится ли для осуществления закона создание дополнительной структуры при министерстве? Если понадобится, каким планируется ее состав, а также какие средства потребуются для обеспечения ее работы?

Ответы конкретно на эти вопросы мы не получили. Представитель Минкультуры отметила, что, согласно законопроекту, в этой области останутся сферы, где можно будет обойтись без сертификата, только с дипломом архитектора/ландшафтного архитектора – например, работать в муниципальной или государственной структуре, заниматься преподавательской деятельностью, в журналистике и т.д. А что касается раздела VIII законопроекта, то он еще (цитата) – «объект открытой дискуссии».

…Что ж, в таком случае свое слово в этой дискуссии мы сказали. И будем следить за тем, в каком виде законопроект пойдет на утверждение «выше».

Погода в субботу, 16 декабря: лед, оттепель, дождь
В субботу погода в Латвии будет в основном облачная и туманная, временами ожидаются небольшие осадки — снег, дождь, ледяной дождь, сообщает LETA со ссылкой на прогнозы синоптиков.
Сто дней после приказа о назначении: чего добилась Силиня

Новое правительство пытается нарушить давнюю традицию — и… выполнить свои обещания.

На следующей неделе, аккурат в канун Рождества, новому правительству исполнится 100 дней — это, согласно установившейся традиции, контрольный срок, по истечении которого...

Левый берег Даугавы в Риге будет подвергнут кардинальной перестройке

В Риге начинается реконструкция набережной на улице Мукусалас. Это один из крупнейших инвестиционных проектов столичного самоуправления последнего времени. Стоимость работ — 20 млн евро.

По всей длине

Работы будут вестись по всей длине набережной &mdash...



Комментарии