Что такое не везет и как с этим бороться? Этот вопрос себе, кажется, часто задают те, кто реализует в Латвии крупные проекты с использованием европейских денег. С такими проектами нашей стране действительно тотально не везет. Почему же? Сейчас разберемся!
Два провала из многих
Проанализируем только два последних провала. Как уже сообщалось, больница им. Страдыня рискует потерять почти 70 миллионов европейских денег, выделенных на строительство второй очереди нового корпуса больницы. Были нарушены все сроки строительства, при полном попустительстве теперь уже бывших членов правления и совета больницы, да и чиновников Минздрава.
Но этот скандал просто невинная шалость по сравнению с реализацией, точнее – нереализацией, проекта Rail Baltica. Мало того, что ввод в строй соединения с Польшей по европейской узкой колее опаздывает даже по самым пессимистичным срокам (теперь говорят о том, что Rail Baltica будет сдан в эксплуатацию в лучшем случае в 2030-м), так еще и есть риск, что скоростной поезд пройдет... мимо Риги! По крайней мере, на первом этапе ввода в строй проекта!
Садиться на суперпоезд от Таллина до Клайпеды и далее в Польшу и Западную Европу надо будет в Саласпилсе или Скулте. Один из семи (!) вариантов предполагает именно такой вариант, без заезда в латвийскую столицу. Сказать, что это полный абсурд – ничего не сказать! Зачем же было перекапывать весь центр, если скоростной поезд к нам в итоге не заедет?
По иронии судьбы, нынче министром сообщения является человек, который успел поработать в бюро по реализации Rail Baltica еще в начале этого проекта. И вот теперь ему придется все это расхлебывать уже политически. Глава Минсообщения Каспарс Бришкенс чуть ли не поклялся, что не допустит такого сценария, при котором «паровоз» не будет заходить в Ригу. Что ж, посмотрим, как ему это удастся в условиях, когда, как оказалось, проект уже сильно подорожал и дефицит средств на его дальнейшую реализацию составляет, по самым скромным подсчетам, от 6 до 8 миллиардов евро!
Где взять недостающие миллиарды
Примечательно, что министр сообщения на днях признался: еще когда проект был в зачаточном состоянии, узкому кругу лиц было известно, что потребуются куда более внушительные капиталовложения, чем выделено.
Так или иначе, но пока совершенно неясно, где взять средства в размере половины государственного бюджета Латвии! Уже в ближайшие дни министр сообщения представит правительству доклад о сложившейся ситуации.
Rail Baltica – это не про бизнес
Да и потом, всем еще изначально было ясно, что этот проект имеет мало общего с коммерческими пассажирскими перевозками. Он никогда не окупится с финансовой точки зрения! Если сейчас латвийская «железка» даже не в состоянии свою инфраструктуру содержать, а Pasa?ieru vilciens живет на дотации, то сколько должен стоить один билет «в Европу», чтобы можно было выйти хотя бы на самоокупаемость?
Совершенно очевидно, что когда бы этот проект ни заработал – в 2030-м или еще позже, он будет ежегодно высасывать из кармана латвийских налогоплательщиков десятки, а то и сотни миллионов. Этот проект имеет стратегическое и военное значение и в таком качестве его и нужно воспринимать. Но это тема отдельного разговора. Сейчас же вопрос в том, почему мы так бездарно реализуем европейские проекты?
Коллективная безответственность – это наше все
Первое. Полное отсутствие четкой иерархии контроля или, если хотите, вертикали власти. Даже министр Бришкенс признал, что совершенно непонятно, кто за что отвечает! В случае с больницей им. Страдыня вроде бы ответственные понятны, но... ответственность за провал не предусмотрена. Правление и совет не справились? Максимум, что этим чиновникам от управления грозит, это снятие с должности. Так эти члены правления и совета еще в двух-трех местах работают (или числятся?), поэтому не сильно по поводу этой «неудачи» переживают!
И это и есть вторая причина – отсутствие личной ответственности. Никто, как бы раньше сказали, рублем не отвечает, уже не говоря об уголовной ответственности.
Третья причина – если оказалось, что часть проектных работ Rail Baltica нужно переделывать, то значит, были существенные проблемы и с проведением тендеров.
Четвертая причина – министры, как политические фигуры, имеют весьма ограниченное влияние на реализацию тех или иных европейских проектов. И это тоже полный абсурд!
Ну, за кормушку!
Ну а в остальном все, как и всегда в Латвии, – никто ни за что не отвечает, деньги осваиваются, а если даже и не полностью осваиваются, то по крайней мере чиновники, занимающиеся «администрированием» проекта, до своего увольнения успевают неплохо подкормиться! А потом ищут следующую кормушку. Правление Rail Baltic и сам состав бюро уже за эти годы столько раз менялся, что... концов не найти.
И долго этот бардак будет продолжаться? Похоже, что всегда.
Скорее всего, Кариньш выйдет сухим из воды - ему не грозит ни отставка, ни какое-либо взыскание за расточительное и неоправданное использование частных самолетов.
На днях, как известно, шеф Госканцелярии Янис Цитсковскис заявил, что из-за возражений общ...
Несмотря на то, что акциз на кофе в Латвии является самым высоким в ЕС (наша страна одна из немногих европейских стран, где кофе вообще облагается акцизом — прим.), латвийцы все равно продолжают покупать этот напиток. Более того, третья часть жит...
В дошкольные учреждения и начальные школы будет доставлено 7300 вспомогательных материалов для перехода на обучение только на латышском языке.
Чтобы успешно осуществить переход на обучение только на латышском языке, в дошкольные учреждения и начальные ш...
Комментарии