ru
o1x6txabDJPHMbqe5YAY8I3qrYdQyQFvpAPbBWTc
2730609

«Я благодарен Богу за все в моей жизни…» – дирижер Ренат Цвечковский

«Я благодарен Богу за все в моей жизни…» – дирижер Ренат Цвечковский

24-летний латвийский дирижер и композитор, управляет сегодня двумя оркестрами и руководит церковным хором. У столь молодого музыканта – прямой, ясный и успешный путь в музыке, а вот путь к Богу оказался непростым...

Духовная борьба

Этим летом Ренат получил диплом бакалавра Латвийской музакадемии по двум специальностям – композиции и оперно-симфоническому дирижированию. Поступил в магистратуру на отделение симфонического дирижирования.

На свой день рождения,16 октября, получил подарок – должность главного дирижера Даугавпилсского камерного оркестра. Кроме того, работает с детским симфоническим оркестром в музыкальной школе им. Паула Юрьяна. Регент мужского хора в рижском Всехсвятском храме.

На вопрос, как он все успевает, проезжая Латвию из конца в конец, отвечает, что все у него «в балансе», а в Даугавпилсе к тому же – родительский дом. Там он и родился в 1999-м у православной мамы и папы-католика.

– Если мы с мамой – люди воцерковленные, то папа ходил в храм только по большим праздникам, и то не всегда. Мы жили под Даугавпилсом, поблизости от Илуксте, где располагается монастырь и храм Рождества Пресвятой Богородицы, который возрождал светлой памяти схиигумен Агафангел, которого моя мама и многие его духовные чада прежде знали как отца Амвросия. К нему мама и ходила в храм.

А я не с детства православный – меня поначалу крестили в католическую веру. Просто в поселке Двиете, где мы жили, ближайший храм был католический.

Православие я принял три года назад, потому что между католичеством и православием успел побывать в возрасте 13-14 лет – ну не то чтобы в секте, но в такой нетрадиционной конфессии. Там практиковалась некая смесь христианства и иудаизма. Собрались люди, которые уверовали во Христа, но не верят ему как Богу, Мессии. Мой близкий друг ходил в эту церковь и меня сагитировал.

А мы к тому времени переехали в поселок в 10 км от Даугавпилса – Демене. Я пошел сразу в две школы в Даугавпилсе – в общеобразовательную и музыкальную, учился по классу фортепиано. Еще в детском садике заметили, что у меня хороший слух, чувство ритма и музыкальность, и определили в вокальную студию. Я почувствовал, что музыка – это моя стезя, захотелось учиться серьезно.

Когда я ходил в ту религиозную группу, моя верующая мама все понимала и тихо молилась все это время за меня. Молитвы ее были услышаны. Наступил 2020-й, время пандемии. Отец Иоанн в Демене крестил меня дома. По полному чину, потому что я хотел этот день, 23 июля, запомнить на всю жизнь. Первое причастие после крещения у меня было 26 июля, на праздник Сретения чудотворной Якобштадтской иконы Пресвятой Богородицы, единственной латвийской чудотворной.

Но сектантское учение меня не сразу «отпустило». Читал Священное писание так, что каждая буква западала в память. Но переход к вере во Христа как в Господа нашего не сразу совершился в моем сознании. Такая духовная борьба была!..

Соприкосновение через музыку

– В Церковь пришел через мою профессию. Могу вам сказать, что я музыкант от Бога. Но не в том горделивом смысле, что очень одаренный, а в другом. В смысле человека, который через свою профессию познал Бога, встретился с Ним.

Моя учительница по гармонии в Даугавпилсском музучилище, куда я поступил после музыкальной школы на две специальности – музыковедения и хородирижера – пела в хоре Борисоглебского кафедрального собора. И мне захотелось там петь! Тем более для меня, как для будущего композитора, было интересно вслушаться в православные песнопения.

Ведь в музакадемию в Риге я собирался поступать на отделение композиции и оперно-симфонического дирижирования. Еще в детском саду стал немного сочинять музыку, продолжил в музыкальной школе, участвовал в композиторских конкурсах. Самый успешный для меня прошел в 2019 году в немецком Хомбурге. Местный оркестр устраивает международный конкурс каждый раз с новым заданием. На тот раз было – написать для хора и оркестра сочинение на текст 39-го псалма по немецкой Библии. А она другая, протестантская. Это был для меня вызов – писать на немецком. Но завоевал первое место. Был концерт, премьера моего произведения 18 ноября в Хомбурге, куда надо было приехать.

Моим кумиром в детстве был Моцарт. А сейчас у меня другие композиторы в фаворе, среди них и Петр Ильич Чайковский.

В это же время мне, вслед за моим педагогом, очень захотелось петь в хоре кафедрального собора, стал по воскресеньям туда ходить. Мне очень понравилось! И вот, помню, Пасха Христова в 2019-м. Ближе к полуночи начинается крестный ход, мы выходим с песнопением «Воскресение Твое, Христе Спасе…». Не знаю, что со мной вдруг произошло, но у меня слезы полились градом! Я не мог петь. Думаю – это со мной не может происходить! Я же не православный. Но на самом деле это был тот один из первых импульсов, чтобы я крестился в православие. У меня случилась такая первая встреча с Богом, которого я в прошедшие годы как-то отдалил от себя…А Господь прикасался к моему сердцу, орошая его благодатью. Через пение, участие в богослужении, вокальное искусство – именно поэтому я могу себя назвать музыкантом от Бога, что Он прикоснулся ко мне через музыку.

Музучилище окончил в 2019 году и осенью уже был принят в Латвийскую музакадемию на две специальности. Были периоды, когда писал только хоровую музыку – особенно когда учился в музучилище по хородирижированию. В другое время много писал для симфонического оркестра. Там есть свои каноны, как писать, что будет звучать, что нет. Это особый мир, за пару лет не научишься, нужно всю жизнь учиться писать для оркестра.

Но если ты не проявишь какое-то дерзновение, энтузиазм, никогда и не научишься писать. Я как профессиональный дирижер симфонического оркестра и сам работаю с партитурами, так что понимаю, что и как звучит в оркестре. Знаю этот организм – оркестр.

Когда учился в музакадемии, у меня были разные возможности – к примеру, дирижировать старейшим в Латвии Лиепайским симфоническим оркестром, корни которого уходят в 1881 год. Это с подачи двух моих уважаемых профессоров-педагогов – дирижера и композитора Андриса Вецумниекса и дирижера Виестура Гайлиса.

А 4 ноября состоялся мой дебют с Латвийским национальным симфоническим оркестром – я дирижировал в Большой гильдии симфонической сюитой «Шехерезада» Николая Андреевича Римского-Корсакова.

А чуть ранее, аккурат в свой день рождения, получил место главного дирижера Даугавпилсского камерного оркестра. Теперь у меня есть свой профессиональный коллектив, которым я руковожу. Мы привыкаем и присматриваемся друг к другу. Как для меня, так и для оркестра это время – проверочный момент, некое испытание.

Оркестр существует уже много лет, создан в 1920-е годы на базе Латгальской народной консерватории, но бывали моменты, когда его деятельность угасала, а потом снова возобновлялась. Были здесь такие дирижеры, как Станислав Брок, он же один из главных дирижеров Праздника песни. Его имя носит Даугавпилсская музыкальная школа.

Мы сейчас планируем новые программы и вообще – планы у нас грандиозные! Кроме меня и другие дирижеры пришли в оркестр.

Оркестр и коллективное сознание

– В оркестре работает коллективная психология, и там по-другому складываются человеческие отношения. К примеру, если у тебя есть друг, то не факт, что он, будучи оркестрантом, станет воспринимать тебя как друга.

Один из моих самых любимых праздников – Вход Господень в Иерусалим, Вербное воскресенье. Когда Господь въезжает в Иерусалим на молодой ослице, его принимают как царя и восклицают: «Благословен Грядый во имя Господне! Осанна в Вышних!». А через несколько дней, в Страстную пятницу, те же самые люди будут кричать Понтию Пилату «Распни его!».

Вот так работает коллективная психология – то как царя царей воспринимали, а вскоре – как последнего бандита. В моей профессии я тоже с этим сталкиваюсь достаточно часто, поэтому нужно знать о рычагах влияния на коллектив. Если одного человека можно в чем-то переубедить, то с массой куда сложнее.

Я верю своим оркестрантам, но в каком-то глобальном масштабе народу не доверяю. Это даже сам Господь говорит: «Не доверяйте народу». Потому что в один день он может тебя прославлять, а в другой кричать «Распни его!». Евангелие нам и дано для того, чтобы мы обогащались житейскими мудростями.

Вот поэтому мне и нравится этот праздник. Поучительно – все идеально, а через несколько дней политика меняется, и все. Меня спасает то, что я православный человек и понимаю своих подопечных через Евангелие, Священное писание. Не будь я воцерковленным человеком, наверное, по-другому работал бы с людьми. У каждого какие-то свои немощи, но Бог есть любовь, и он всех Любит.

Но при этом я должен быть требовательным как дирижер, потому что, если мы хотим достичь какого-то уровня, качества, нужно больше репетиций, когда-то нужно повышать голос, указать на ошибки. И показать, как все сделать правильно – это задача дирижера.

У меня нет проблем с коммуникацией с людьми разных возрастов – достаточно просто нахожу с людьми общий язык. У нас в оркестре хорошая синергия.

Езжу раз в неделю в Даугавпилс на репетиции, но это не составляет для меня проблемы. Во-первых, в Демене у меня родители, а во-вторых, есть поезд, где можно за время дороги подумать, почитать, поспать, наконец.

А вот работа с детским симфоническим оркестром в музыкальной школе им. Паула Юрьяна – это совсем другое, нужно больше сил прикладывать, многое рассказывать – как брать звук, как сыграть то или другое. Взрослому человеку вроде все понятно, а ученику нужно объяснять, что означает игра в оркестре. Ты не солист. И еще нужно как-то «собрать» коллектив – дети же не прочь побаловаться, пошалить. Там нужно постоянно проявлять чуткость и вместе с тем спокойствие, целостность.

Мне в детстве интереснее было с теми, кто старше меня. Особенно нравилось разговаривать со стариками – они жизнь прожили, можно у них какого-то опыта поднабраться, мудрости, поучительные житейские истории послушать.

В рижском Всехсвятском храме познакомился с его настоятелем отцом Макарием, наместником и Екабпилсского Свято-Духова монастыря. При храме работает пять хоров – смешанный, мужской, «Горлица», детский хор и приходской. Я – регент мужского. Наши обязанности – службы, выездные службы в Екабпилсе, особенно на праздник Якобштадтской иконы 26 июля. С отцом Макарием служим в монастыре и скиту. Наш хор – его особое благословение. Когда мы познакомились, он попросил меня создать наш мужской хор, это была его мечта. Я очень благодарен отцу Макарию. Для меня быть регентом, церковнослужителем очень важно, как для православного человека. Я благодарен Богу за свою жизнь и все, что в ней происходит…

Поклонники переживают за здоровье Вайкуле — она изменилась до неузнаваемости

Латвийскую певицу Лайму Вайкуле многие всегда воспринимали как стильную, утонченную, с хорошим вкусом певицу.

Она всегда выглядела моложе своего возраста. Кроткая стрижка и стройная фигура делали певицу моложавой. В свои 69 лет Лайма может дать фору мно...

«Это надо просто принять» - Ринкевич о новых правилах въезда в Юрмалу

Люди должны принять, что за въезд в Юрмалу придется платить три евро, заявил на пресс-конференции журналистам президент Латвии Эдгар Ринкевич в ответ на просьбу прокомментировать решение Юрмальской думы об увеличении пошлины за въезд в Юрмалу.

Юрмальска...

ОЭСР: спад у латвийской экономики будет, но такой медленный-медленный

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в опубликованном в среду докладе прогнозирует Латвийской экономике в этом году самый медленный спад среди стран Балтии.

ОЭСР прогнозирует, что внутренний валовой продукт (ВВП) Латвии в этом год...



Комментарии