Предшественник Ринкевича Эгилс Левитс, будучи профессиональным юристом, не сильно напрягал парламент. За четыре года работы на посту президента он подготовил всего шесть законодательных инициатив и один эрзац–законопроект.
Эрзац–законопроект Левитса представлял собой не конкретные поправки в закон, а письмо с обширными инструкциями, что должны сделать депутаты, чтобы избавить Латвию от неправильных названий улиц.
К слову сказать, эти инструкции насчет улиц парламентарии вообще пропустили мимо ушей, поскольку к тому моменту Левитс уже был хромой уткой и на горизонте маячил следующий президент. Сейм же прошлого созыва успешно проигнорировал две законодательные инициативы Левитса: о том, сколько именно средств из госбюджета партии должны тратить на различные образовательные конференции, и о создании дополнительных постов министров в ранге госминистров.
Шесть законопроектов внес в Сейм и предшественник Левитса Раймондс Вейонис. Как ни странно, но очень активным в законодательном смысле был Андрис Берзиньш, который, как и Вейонис с Левитсом, проработал только один президентский срок. Берзиньш вышел аж с 12 законопроектами, не считая различных писем в Сейм с разного рода предложениями.
Догнать и перегнать Затлерса
Но всех обошел по количеству законодательных предложений Валдис Затлерс. Он вышел с 16 законопроектами, включая предложения по поправкам в Конституцию. Но в историю Латвии Затлерс вошел своим знаменитым указом номер два — о проведении референдума по роспуску 10–го Сейма.
Вайра Вике–Фрейберга за два президентских срока внесла девять законопроектов, но зато была чрезвычайно активна в работе с теми законами, которые принимал Сейм. Президент вернула на доработку десятки законопроектов. Гунтис Улманис вышел с пятью законодательными инициативами, в том числе призывал на референдуме поддержать поправки в Закон о гражданстве, которые отменяли так называемые окна натурализации. Вместе с тем нужно учитывать, что Улманис, как первый президент после восстановления независимости, только осваивал эту новую для властной иерархии того времени должность и посему ему простительна определенная пассивность в законотворчестве.
Так или иначе, но, кажется, нынешний глава государства полон решимости догнать и перегнать Затлерса в законодательной сфере. За четыре месяца на посту президента Эдгарс Ринкевич уже внес три законопроекта.
Есть четыре инициативы!
Сперва, напомним, президент внес проект поправок в Уголовный закон, предложив ужесточить наказание за преступления против государства. Вчера же в Сейм поступили два президентских проекта на школьную тему. А именно: об установлении отмечаемого дня — Дня учителя — в конкретный день — 5 октября. Напомним, что сейчас Днем учителя считается первая суббота октября, которая каждый год выпадает в другой день. Ринкевичс посчитал, что учителя заслуживают праздника в один постоянный день.
Также Ринкевичс вышел с поправками в Закон об образовании, которые предоставляют дополнительные права руководителю (директору) учебного заведения. В частности, директор школы в присутствии двух педагогов будет иметь право проверить личные вещи учащегося, если имеются подозрения в том, что учащийся имеет при себе какие–то запрещенные вещи. Если при проверке оказывается, что действительно у учащегося найдены запрещенные предметы или вещества, то об этом директор обязан незамедлительно сообщить Госполиции.
На подходе и еще одна — уже четвертая по счету — законодательная инициатива Ринкевича: о том, что руководители самоуправлений, их замы и исполнительные директора самоуправлений обязаны иметь допуск к гостайне. Соответствующие поправки в законы президент намерен внести в ближайшие дни, с тем чтобы Сейм мог начать их рассмотрение сразу после государственного праздника 18 ноября. По мнению главы государства, требование иметь допуск к гостайне продиктован не только геополитической ситуацией, но и тем, что руководители самоуправлений должны быть в курсе планов гражданской обороны.
С одной стороны, предложение Ринкевича выглядит логичным. С другой — получается, что даже мэру какого–то маленького городка или руководителю краевой думы без допуска просто нельзя будет этим муниципалитетом руководить. Выходит, что народный мандат отнюдь не гарантирует избрание на пост мэра или вице–мэра. Нет допуска — нет и мэрской должности, приходится довольствоваться максимум постом председателя комитета.
Вполне вероятно, что до конца года Ринкевичс выйдет и с другими законодательными инициативами. Примечательно, что в новейшей истории Латвии президенты практически не выходили с законопроектами в социальной сфере — например, в сфере пенсионного обеспечения. Хотя это было бы логично, учитывая то, что наша система социальной помощи, по признанию Конституционного суда, хромает на обе ноги.
Использовать все полномочия
Но как показывает новейшая история, одно дело — выйти с законодательными инициативами и совсем другое — добиться их поддержки парламентом. Кажется, пока Ринкевичу это удается — его бывшие однопартийцы из "Нового Единства", будучи главными в правящей коалиции, на данном этапе поддерживают все предложения президента.
Таким образом, глава государства показывает, что даже в условиях парламентской республики президент не является декоративной фигурой и может эффективно использовать имеющиеся у него полномочия и инструменты. Нельзя исключить, что в какой–то момент Ринкевич задействует и ранее редко применявшуюся статью Сатверсме, которая дает право президенту созывать заседания правительства с президентской повесткой дня.
Кстати, пока еще Ринкевичс не забраковал ни один из принятых этим Сеймом законов. Наверняка и в этой сфере — оценке уже принятых парламентом законов — глава государства скоро скажет свое слово.
В среду Государственная пограничная охрана (ГПО) предотвратила 95 попыток незаконного пересечения латвийско-белорусской границы, сообщили агентству ЛЕТА в ГПО.
По гуманитарным соображениям пересечь границу было позволено четырем лицам. Всего в этом году...
Конституционный суд (КС) сегодня признал соответствующей Конституции реформу управления портами Риги и Вентспилса. Дело возбуждено по заявлению 22 бывших и действующих депутатов Сейма.
Они обратились в КС с просьбой провести оценку соответствия пункта 1...
Генерал Гунтис Пуятс заявил, что после закрытия пунктов контроля на границе Латвии и России, мигранты из третьих стран начали скапливаться на границе России и Финляндии. По его словам, они хотят попасть в ЕС.
Глава латвийской пограничной службы считает,...
Комментарии