В программе «Бривибас бульварис» состоялась беседа с профессором гуманитарного факультета Латвийского университета Леоном Габриэлем Тайвансом о войне в Израиле, угрозе глобального терроризма, изменении мирового порядка и сценариях будущего.
Нападение на Израиль палестинской террористической группировки «Хамас» вызвало лавинообразный эффект в мировых процессах, что поднимает ряд вопросов как об истории насилия в регионе, так и о том, как с этим бороться. Может ли и в каком смысле происходящее открыть новую страницу истории не только в истории региона, но и в истории мира в целом? А то, что происходит на Ближнем Востоке, имеет отношение к другим мировым процессам - войне на Украине или встрече Путина с китайским лидером Си Цзиньпином. Каково возможное будущее мира, свидетелями которого мы являемся сейчас?
"Я думаю, что нам скоро придется говорить о совершенно другой Европе и другом мире. Уже сейчас можно считать, что большой войны, может быть, и не будет, а будет несколько региональных войн, которые в памяти историков со временем превратятся в одну такую войну. После таких больших войн ситуация и устройство мира другие, и я думаю, что система, в которой мы живем сегодня, уже не будет прежней", - анализирует Леон Тайванс, отвечая на вопрос, как война в Израиле может изменить ситуацию в Европе.
«В этом плане я думаю, что Европа изменится очень сильно. Следует также понимать, что, например, сегодня нет недостатка в сообщениях о том, что на стенах появляется все больше антисемитских плакатов и надписей. В Европе растет антисемитизм, и это еще раз показывает, что перспективы для евреев не очень радужны, и у них нет другого выбора, кроме как попытаться всеми силами сохранить свое государство Израиль на Ближнем Востоке и сопротивляться. Похоже, что США будут союзником, хотя исторически так было не всегда, и это изменит картину. Но в Европе ситуация может быть совсем иной, потому что одна пятая часть населения, исповедующая ислам, во Франции, например, прямо или косвенно симпатизирует Палестине, симпатизирует Ближнему Востоку, симпатизирует коллективному югу. Соединенные Штаты также находятся в очень плохой ситуации».
В своей книге «Ближневосточная цивилизация: арабский ислам и халифат» вы ссылаетесь на востоковеда Бернара Луи, который также говорил о столкновении цивилизаций и защищал тезис о том, что исламский терроризм не коренится в теологии или мусульманской юриспруденции. Но во введении к той же книге вы пишете, что согласны с этой точкой зрения лишь частично, поскольку «насилие является неотъемлемой частью исламской цивилизации». Можем ли мы применить этот ваш тезис к тому, что происходит сейчас?
Две религии – ислам и иудаизм – построены на разных принципах, на противоположных принципах. Да, часто говорят, что Ветхий Завет, еврейское Писание, есть кровавые страницы. (..) Ветхий Завет, как мы называем его в христианстве, представляет собой собрание различных литературных произведений, истинно священной частью которого, святой частью, являются пять книг Моисея. Относительно небольших. Остальное уже история. Есть часть пророка и есть изложение истории, и в этом изложении истории, конечно, рассказывается чисто исторически о войнах израильтян, о войнах против народов, что называется в науке, народы древней Сирии, где практиковались человеческие жертвоприношения, а израильтяне не могли этого терпеть, поэтому их государства были разрушены. Но эта часть истории, строго говоря, не является Писанием. Священное Писание — это закон Моисея, и на этом он заканчивается. Но остальные тексты представляют собой различные исторические тексты.
В исламе, в истории ислама, насилие, а также ненавистные суры, направленные против евреев, против христиан, являются неотъемлемой частью Священного Писания. История иудаизма несопоставима с историей ислама. Потому что история ислама, начиная с самого Мухаммеда, представляет собой крайне безобразное насилие. Сам Мухаммед сидит и наблюдает, как убивают всех мужчин неугодного ему еврейского племени, живущего в Медине. Он сам воин, сам проливает человеческую кровь. Такой вид деятельности недостоин пророков ни в иудаизме, ни в христианстве.
Но пророк или основатель религии – это тот человек, за которым следуют в делах, особенно такие религиозные люди. Следит за работой, занимается тем же, считает это достойным занятием. К сожалению, эта особенность присутствует в исламе, и те, кто хочет быть хорошими мусульманами, даже на словах, обязательно поддержат насилие. К сожалению, у них есть и свое социальное измерение — синдром повторения.
Скандального бизнесмена Эрнеста Риекстса постигла неудача — на территории курируемого им проекта «Новая Латвия» вспыхнул пожар, в результате которого сгорела большая территория «земли обетованной».
«Проект «Новая Латвия» завершен». Такое сообщение...
Латвийский центр окружающей среды, геологии и метеорологии распространил желтое предупреждение о продолжительном снегопаде в юго-восточных регионах Латвии.
В четверг с 13:00 до 20:00 в этих регионах ожидается сильный снег, и во второй половине дня места...
Известный в Латвии театральный режиссер Алвис Херманис обрисовывает в социальных сетях не слишком радужное будущее для Латвии.
«Во-первых, строго говоря, таких народов, как палестинцы, вообще не существует в природе. Мы можем философски спорить здесь об...
Комментарии