Национальная служба здравоохранения посчитала, сколько времени приходится ждать латвийцам, чтобы попасть на обследования и операции. Картина вырисовывается удручающая.
Очереди до горизонта
Цифры, обнародованные Службой, вызывают шок и наводят на мысли о том, что болеть в Латвии решительно не рекомендуется, так как помощи можно просто не дождаться.
Так, по данным на 1 сентября с. г., среднее время ожидания в очереди на офтальмологические операции в дневном стационаре составляет 239 дней. На судебно-психиатрическую и психологическую экспертизу — 147 дней.
Большие очереди образовались на реабилитацию в дневных стационарах для взрослых и детей — 145 дней. Очереди на лечение хронической боли в дневных стационарах людям приходится ждать 141 день. Нейроэлектрофизиологических функциональных исследований и магнитно-резонансную томографию (МРТ) – 138 и 132 дня соответственно.
Нет возможности быстро пройти даже самые распространенные медицинские обследования. Среднее время ожидания в эндокринологии составляет 109 дней, пройти УЗИ — 88 дней, в кардиологии — 77 дней, на компьютерную томографию — 55 дней.
На то, чтобы попасть к хирургу, в среднем у латвийцев уходит 45 дней, к гинекологу — 41 день, к психиатру — 38 дней.
Ждать приходится даже раковым больным. Приема у онколога люди дожидаются 35 дней. Чтобы попасть на лучевую терапию, на радиотерапию в дневном стационаре или химиотерапию и гематологию, в очереди приходится прождать 37, 30 и 28 дней соответственно.
На прием к спортивному врачу можно попасть через 11 дней, на рентген — через 9, на кардиограмму — через 6.
Самые короткие очереди к педиатрам — всего каких-то 12 дней.
Дефицит кадров и отсутствие средств
Сложившуюся ситуацию Служба объясняет увеличением потока пациентов после пандемии Covid-19 (на которую у нас модно списывать все), а также отсутствием финансирования и катастрофической нехваткой кадров.
С кадрами у нас действительно беда. По последним данным в Латвии не хватает 1675 врачей и почти 5000 медсестер. При таком дефиците работников вообще удивительно, что медицина у нас хоть как-то работает. Особенно если учесть, что 47 % латвийских врачей находятся в предпренсионном возрасте и смены им нет. Молодые специалисты предпочитают вскоре после окончания вуза уезжать за рубеж.
В результате временами в Латвии доходит уже просто до немыслимого. Достаточно вспомнить, как в августе Детской клинической университетской больнице пришлось извиняться за то, что двухлетний мальчик с открытыми ранами 12 часов ожидал операции по причине нехватки специалистов.
Полная беда и с финансированием отрасли. По словам президента Латвийского общества врачей Илзе Айзсилниеце, если бюджет на здравоохранение в Эстонии составляет 2300 евро, а в Литве — 2100 евро на одного жителя в год, то в Латвии — 1300 евро. И эта огромная разница автоматически отражается на всей отрасли здравоохранения в целом.
Есть и еще один момент. Из-за непомерной нагрузки на медработников ухудшается не только доступность медуслуг, но и их качество. При всем желании доктора просто не в состоянии уделить должного внимания всем пациентам.
Везде клин
Остается добавить, что удручающая статистика коррелируются с недавним отчетом Госконтроля, который провел объемную ревизию системы лечения онкозаболеваний и также пришел к неутешительным выводам: Минздрав не в состоянии обеспечить ни диагностику рака на ранней стадии, ни компенсацию больным необходимых медикаментов.
Распиаренный «Зеленый коридор», созданный в 2016-м для быстрой диагностики рака в случаях подозрения, чтобы быстро поставить диагноз и поскорее начать лечение, на самом деле – совсем не зеленый, пациентам приходится ждать по полгода.
Львиная доля лекарств, которые государство компенсирует, не соответствует международным клиническим рекомендациям, а цены на компенсируемые лекарства для лечения онкологии в Латвии – самые высокие в странах Балтии.
Сказывается как высокий НДС на лекарства в размере 12% (для сравнения в Эстонии — 9 %, а в Литве – 5%), так и непомерные наценки аптек и производителей.
Ведь если в Литве и Эстонии при достижении определенной стоимости на лекарство применяется фиксированная наценка, то в Латвии цену на препарат можно задирать неограниченно. В результате один и тот же препарат для лечения рака стоит у нас на 271 евро больше, чем в Эстонии, и на 529 евро больше, чем в Литве.
Что мы имеем в сухом остатке? Катастрофу. Денег на здравоохранение не хватает. Специалистов нет. Врачей и медсестер недостаточно. Лекарства дороги, а порой и просто недоступны. С профилактикой заболеваний (основы основ любой системы здравоохранения) – полный швах.
Достаточно заметить, что к семейному врачу более трех лет не обращались (а значит, и не проходили никаких профилактических осмотров) более 300 тысяч латвийцев. И это вовсе не значит, что они идеально здоровы. Скорей всего, у большинства из этих людей просто нет денег, чтобы лечиться.
Об ухудшающемся здоровье латвийцев в целом говорит тот факт, что число пациентов с каждым годом все больше. И это закономерно: сказывается отсутствие профилактики заболеваний, регулярных медосмотров и доступности медуслуг.
Остается надеяться, что государство когда-то все же поймет: отказываясь финансировать медицину в необходимом объеме, оно вредит само себе. Ведь здоровье населения – это экономический потенциал страны. И если ты не хочешь вкладываться в здоровье своих граждан, будь готов к тому, что бюллетени, пособия по инвалидности и убыль населения рано или поздно сожрут все средства госбюджета. Ну, и кто от этого выиграет?
Общественный активист направил письмо всем депутатам Рижской думы.
Сегодня столичные думцы обнаружили у себя очередное "письмо счастья" общественного активисты, который неоднократно неудачно баллотировался от "Единства", Дидзиса Шенбергса с призывом ка...
На территории всего ЕС с понедельника, 23 октября, запрещает продажа нагревающихся табачных изделий с добавками, изменяющими запах и вкус табачного изделия.
Речь идет об ароматизаторах, которые создают впечатление безопасности курения. Запрет также буде...
Комментарии