Актуальные события комментирует депутат Европарламента Андрис Америкс (Прогрессивный альянс демократов и социалистов).
— Итак, решение о расширении Евросоюза принято...
— Да. Совсем скоро, 5 октября, в испанской Гранаде пройдет саммит лидеров 46 европейских стран, на котором, как ожидается, расширение будет одним из главных вопросов повестки дня.
На этот раз к 2030 году к нынешним 27 странам Европейского союза планируется присоединить государства, возникшие на месте бывшей Югославии. Албания и Северная Македония, можно считать, также уже находятся в шаге от Евросоюза. Кроме шести балканских стран есть и другие кандидаты — сегодня речь идет об Украине, Молдове и, возможно, Грузии.
Если сейчас Евросоюз объединяет 450 миллионов населения, то с учетом новых участников его население достигнет половины миллиарда (!).
Конечно, это очень положительно, что авторитет и притягательная сила ЕС настолько высоки, что претенденты на членство в нем выстраиваются в очередь. Но процесс расширения несет с собой и проблемы.
Вряд ли сегодня найдется политик, который с полной уверенностью ответит на вопрос, как управлять таким огромным образованием и как принимать решения. Так что новый этап развития ЕС неизбежно заставляет говорить о совершенствовании управления, повышении его эффективности.
— Какие проблемы тут наиболее актуальны?
— Сегодня каждая из 27 стран — Люксембург это, Латвия или Германия — имеет право вето, все решения в Евросоюзе принимаются путем консенсуса, который достигается в ходе длительных и сложных переговоров. С увеличением количества стран-участниц такой подход однажды может привести к хаосу, затормозить продвижение вперед.
Понятно и то, что вновь вступившие страны не станут донорами, а будут претендовать на получение денег. Так же, к примеру, как Латвия, которая на каждый вложенный в общий бюджет евро получала четыре. Сейчас сумма снизилась до 2,5 евро, но баланс все равно в нашу пользу.
Естественно, страны-доноры волнует увеличение финансовой нагрузки. Но с другой стороны, никто не хочет допустить ситуации, чтобы Евросоюз превратился в закрытый клуб, в который никому не попасть.
Поэтому очевидно, что расширение ЕС должно идти рука об руку с реформами. Суть и направленность грядущих реформ во многом зависит от геополитических факторов от того, когда и как закончится война в Украине, как будет решаться острейшая проблема миграции из Африки.
Так что неясных моментов еще много, и мы должны помнить, что переговоры с Турцией о вступлении в ЕС идут уже почти 30 лет. Но политическое решение принято, и его, без преувеличения, можно назвать стратегическим.
— Предстоящее расширение принесет Европе огромные изменения. Началась ли уже подготовка к ним?
— На прошлой неделе в Брюсселе в первый раз обсуждались предложения экспертов, касающиеся проведения всеобъемлющих структурных изменений в Европейском союзе. Прежде всего ставится задача сделать структуру управления Евросоюзом более гибкой и менее громоздкой, сократив количество комиссаров и депутатов Европарламента.
Предполагается также отменить право вето отдельных государств. На смену предлагается ввести голосование большинством голосов. Это предложение вызывает обеспокоенность малых стран по поводу того, что их голос не будет слышен. Чтобы компенсировать утрату права вето, эксперты предлагают наделить малые страны большим весом в Евросовете. Это предложение, в свою очередь, не нравится крупным странам. Так что уже очевидно, что дискуссии по этому вопросу будут жаркими и долгими.
Не менее острые дебаты ожидаются по поводу принципов формирования бюджета Евросоюза, а также выплат из него, которые предлагается теснее увязать с соблюдением странами-участницами верховенства права.
Речь идет и о том, чтобы изменить модель Европейского союза. Новую структуру можно представить в виде четырех концентрических кругов, отражающих разные степени членства в Евросоюзе. А именно:
- внутренний круг (страны, принадлежащие к Шенгенскому соглашению и еврозоне);
- собственно Европейский союз;
- ассоциированные члены, которые могут участвовать в едином рынке ЕС, как, например, Норвегия;
- Европейская политическая общность, представленная странами, которые смогут входить в политические объединения ЕС, но при этом не будут обязаны следовать его законодательству. Тут прежде всего имеется в виду Великобритания.
Ясно, что процесс перемен будет непростым и небыстрым. Для проведения реформ необходимо внести изменения в договор о членстве в ЕС, которые должны одобрить национальные парламенты, а в некоторых странах такое решение можно принять только на референдуме.
— В последнее время обострилась проблема беженцев. Недавно глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен лично ездила на итальянский остров Лампедуза, к которому ежедневно причаливают лодки с африканцами. Италия просит помощи у соседей по ЕС. Одно из решений — распределять беженцев по странам, а отказавшихся обязать платить тем, кто согласился. Будет ли оно реализовано?
— Думаю, что нет. Это очень непростой вопрос. С одной стороны, необходимо соблюдать права человека, его право на жизнь, но бесконтрольный поток иммигрантов часто приводит к ухудшению криминальной ситуации. С этим уже столкнулись Италия, Франция, Швеция.
В ближайшее время в целом ряде европейских стран состоятся выборы. Политики испытывают сильное давление избирателей, многие из которых негативно относятся к притоку иммигрантов. Да и сами беженцы, покидая родину, намеревались обосноваться в богатой стране, где они смогут получить социальную поддержку, щедрые пособия. Так что сейчас идет поиск иных решений. В частности, разумным выглядит предложение платить африканским странам, чтобы они оставляли беженцев у себя.
— Актуальный в преддверии зимы вопрос о газе. Новости оптимистические: цены упали, хранилища заполнены. Грядущий отопительный сезон будет легче предыдущего?
— Это зависит от многих обстоятельств. Структура газового потребления полностью меняется, но газ в Европе есть. За это нужно сказать спасибо Азербайджану, США, Катару, которые помогли заместить российское топливо. Европейские страны теперь намного меньше зависят от поставок российского газа. Только одно из 27 государств зависит от России — это Австрия. Германия сделала все возможное и невозможное для того, чтобы это сезон закупок был последним. Пока не будет закончена война, газопроводы будут оставаться пустыми.
Ксения ЗАГОРОВСКАЯ.
Подготовлено при поддержке Прогрессивного альянса демократов и социалистов Европарламента.
О евродепутате Андрисе Америксе и прямая связь с ним:
https://www.socialistsanddemocrats.eu/meps/ameriks—andris
Зарегистрированная в Нидерландах компания «Van Ansem Participates», владеющая в Латвии ООО «Baltic Devon Mink», планирует подать иск в Суд по экономическим делам за ущемление свободы бизнеса и прав собственности, сообщил агентству LETA партнер юридичес...
«Если суммировать основные причины, то станет ясно, что на основных экспортных рынках Латвии существуют проблемы - это первый, большой вывод. Это значит, что нам становится сложнее экспортировать», - такое мнение в эфире TV24 высказал экономист, ...
Комментарии