ru
ktSsX2FKjQQyhjhp2FzmjquW3EBUUa8hXfUHagvg
2321197

Латвийский мост, который рухнул: эти банки плохие, несите новые

Латвийский мост, который рухнул: эти банки плохие, несите новые

Сейм ознакомился с отчетом Парламентской следственной комиссии по оценке негативного воздействия "капитального ремонта" финансового сектора, а также расследования обстоятельств "возможного доведения AS PNB Banka до неплатежепособности, доведения AS ABLV Bank до принудительной самоликвидации и прекращения деятельности Baltic International Bank SE.

"Несоразмерные требования и административный гнет"

В документе, который подписал председатель следственной комиссии Вилис Криштопанс (учредитель и главный акционер Deutsch–Lettische Bankа, экс–премьер Латвии в 1998–1999 гг.), подробнейшим образом рассказано о 21 заседании, в которых участвовали Государственная канцелярия и Генеральная прокуратура, высшие должностные лица Банка Латвии во главе с президентом Мартиньшем Казаксом, руководство Службы финансовой разведки, представители банковского сектора и организаций предпринимателей — всего 21 учреждение.

Выяснилось в частности, что по части предупреждения отмывания преступных денег у ответственных лиц Латвии имеются "очень различные взгляды и знания". Это неудивительно, ведь в финансовой сфере имеется 12 надзорных инстанций, а среди силовых структур страны 9 заняты борьбой с "грязными" деньгами. "Также были высказаны конкретные упреки, и в основе они были связаны со слабым контролем над легализацией именно средств нерезидентов, возможно, преступно полученных. Однако в реальности была создана ситуация, когда затруднительно также открытие счета резидентам — несоразмерные требования и административный гнет".

"Комиссия получила информацию от физических и юридических лиц о последствиях осуществляемой политики, т. е. необоснованном закрытии счетов; трудности открытия счетов; затрудняющих кредитование обстоятельствах; несоразмерных требованиях обоснования экономической сути хозяйственной деятельности; несоразмерных требованиях предоставлять информацию об использовании денежных средств и т. д."

В 106–страничном обзоре деятельности комиссии можно обнаружить ностальгические воспоминания о том, что финансовая система ЛР строилась с 1990–х гг. как "мост между Востоком и Западом", но затем последний пришел к выводу, что "у банков Латвии есть высокий риск". "Именно потому большие банки оценивали латвийские банки строже, и для них услуги получались дороже". Однако основной причиной стала все же геополитика — "после вторжения России в Украину 2014 года" "эти перемены произошли очень быстро". В таких условиях и начался пресловутый "капремонт" финансовой сферы.

Однако нет худа без добра: "Опасения, что финансовый сектор из–за второго российского вторжения в Украину мог бы экономику Латвии потащить вниз и вызвать какие–то очень неприятные экономические последствия, например, быстрый прирост безработицы, такие опасения были полностью сняты".

"Они считают, что пенсионеры — денежные мулы"

Так В. Криштопанс в своей пояснительной речи высказался по адресу Службы финансовой разведки, чей действующий руководитель Томс Платацис обратил внимание на вероятное использование малоимущих категорий населения международной финансовой преступностью для отмывания денег.

"Для них даже придуман термин", — обратил внимание В. Криштопанс на сравнение вкладчиков со вьючными животными.

Кстати, финразведка, оказывается, следит и за моралью: господин Платацис на заседании комиссии рассказывал, что в ЛР за 20 евро можно купить детскую порнографию, запрещенную и грозящую тюрьмой.

"Руководство Банка Латвии практически обанкротилось с таким отношением, — клеймил главное финансовое учреждение страны депутат оппозиции, выходец из предпринимательского сословия Айнарс Шлесерс. — Им нужно защищать наши интересы, им нужно защищать какую–то стабильность и прозрачность финансовой системы. Они все продались большим банкам".

— Если мы не будем действовать, все будет очень плохо, — предупреждал политик. –Латвию оккупировали иностранные банки. SEB, Swedbank принадлежит более 50 процентов всего финансового рынка. И они, шведы, вызывают нашего посла и говорят: "Если вы так действуете, то мы соответственно будем очень сердиты". Вы понимаете? Нам надо было бы сегодня вызвать шведского посла за такие действия и просто его выбросить из государства. По какому праву шведы так себя ведут?"

"Латвия как государство включится в банковский бизнес"

Такую модель выхода из критической ситуации предложил депутат Викторс Валайнис, сам без пяти минут или министр, или спикер сейма. Государство должно "создать свой финансовый институт".

— Просто нет других опций. Если банки сами не финансируют народное хозяйство, но живут в комфортных условиях и наслаждаются прибылью, которая в данный момент достигла уже миллиарда евро… Этого ни в одном разумном государстве не должно быть. Если вы хотите зарабатывать, демонстрируйте финансирование народного хозяйства, а не зарабатывайте просто на лаврах, на том, что у вас есть финансовые механизмы, позволяющие вести транзакции".

"Новые игроки рынка, намного более острая политика", подчеркнул В. Валайнис, должны прийти на смену нынешнему положению, когда "ни Банк Латвии, ни финансовый сектор ничего не продемонстрировали".

Секретарь следственной комиссии Харийс Рокпелнис посчитал положительным результатом то, что "изменилась риторика вовлеченных сторон и их отношение". Депутат предложил создавать новый банк для развития реальной экономики на базе финансового института Altum (который в свое время являлся государственным Ипотечно–земельным банком).

Картель на четверых

Аналогичным было и мнение Гиртса Лапиньша, депутата бывшей правительственной партии, которая вот–вот станет оппозиционной. Политики и предприниматель констатировал, что "в данный момент в Латвии четыре банка полностью контролируют рынок".

— В Латвии нет конкуренции банков, и последствия этого недостатка конкуренции есть то, что банковская прибыль миллиард и процентные ставки есть наибольшие в мире или, не знаю, в Европе…

В. Криштопанс в заключительной речи высказался, что изначальный повод для привлечения правоохранителей в ABLV — финансовые потоки КНДР, не оправдался. "Сейчас Банк Латвии заявил — северокорейских денег там не было".

— Еще безумней: у нас есть Rietumu Banka, пятый крупнейший, но у них более нет долларовых расчетов, ибо они опасаются, они видели этот дамоклов меч, который навис над банками, они отказались от долларовых расчетов. Как я уже говорил — какой банк может конкурировать с Swedbank, если они не ведут долларовые расчеты? То есть у нас есть реальный картель, реальная монополия четырех банков.

Министерство финансов в дебатах участия не принимало, голосования по заключению парламентской комиссии не проводилось. Так сказать, приняли к сведению.

Для справки

Четыре крупнейших банка в Латвии — это Swedbank и SEB (шведский капитал), Citadele (американские деньги), а также Luminor (международные акционеры со скандинавскими корнями).




МИД Латвии рекомендует таможне учесть мнение Еврокомиссии и запретить ввоз машин из РФ
Министерство иностранных дел Латвии рекомендовала Таможенному управлению Службы госдоходов принять во внимание мнение Еврокомиссии относительно запрета на ввоз машин из России, сообщает LETA.
Кулуары: Минздрав может перейти в ведение «Нового Единства»

В кулуарах допускается, что Минздрав перейдет в ведение "Нового Единства", а должность министра культуры достанется "Прогрессивным".

В кулуарах допускается, что в новом правительстве Минздрав может оказаться в ведении "Нового Единства", а должность мини...

Тысячи человек встретили в Риге латвийскую сборную по баскетболу

Вечером в понедельник несколько тысяч человек в Риге приветствовали национальную сборную Латвии по баскетболу, сумевшую в своем дебюте на чемпионате мира занять высокое пятое место.

В аэропорту "Рига" команду встретили члены семьи, после чего команда на...



Комментарии