На этой неделе исполнилось ровно 8 месяцев второму правительству Кариньша. И именно на этой неделе Кришьянис Кариньш решил подать в отставку.
В четверг премьер это сделал официально — вручив соответствующее уведомление президенту и спикеру сейма. В соответствии с Конституцией, спикер сейма обязан зачитать сообщение об отставке премьера и, стало быть, — всего правительства, — на ближайшем заседании парламента. Судя по всему, это произойдет только в сентябре, когда депутаты вернутся с парламентских каникул.
Отставка премьера хотя и означает отставку всего правительства, но, согласно латвийскому законодательству, ни премьер (в данном случае Кришьянис Кариньш), ни министры не покидают свои посты. Они продолжают работать — с приставкой "и. о." — до того момента, как сейм утвердит новый состав правительства. Конституция и закон об устройстве Кабинета министров дает право сейму еще до утверждения нового правительства срочно снять и. о. министра или и. о. премьера и назначить другого (других) временно исполняющего обязанности члена Кабинета министров, но пока в новейшей истории Латвии таких прецедентов не было.
Примечательно, что предлагаемому "Новым Единством" кандидату в премьеры Эвике Силине придется и вести политические консультации с потенциальными партнерами, и продолжать исполнять обязанности министра благосостояния.
В Конституции и в других законах не оговорены сроки, в течение которых должно быть сформировано и утверждено правительство. И все это время — месяц, два, хоть полгода — продолжает работать ушедшее в отставку правительство.
Бывшие министры без работы не останутся
А что дальше? После утверждения нового правительства те нынешние министры, которые не попадут в новое правительство, спокойно вернутся в сейм — они все, кроме главы минздрава Лиги Менгельсоне, были избраны в 14–й парламент.
А вот тем, кто замещали этих депутатов в сейме — по мягкому мандату, — не повезло. Им придется уйти из парламента. Правда, не с пустыми руками — им будет положена компенсация в рамках трех окладов. Бывшие министры, которые не были избраны в сейм, смогут довольствоваться компенсацией в рамках двух окладов.
Первая проверка для Ринкевича
Но это все будет уже потом, а сейчас начинается ВРЕМЯ ПРЕЗИДЕНТА. Именно главе государства, согласно Сатверсме, принадлежит эксклюзивное право выдвигать кандидата в премьеры, поручая ему формирование нового Кабинета министров. А значит, президент может выдвигать потенциальному кандидату (кандидатам) в премьеры те или иные условия, касающиеся работы будущего правительства.
В четверг Эдгарс Ринкевич напомнил, что латвийцы ждут от нового правительства конкретных решений сегодняшних актуальных проблем — высоких тарифов на электроэнергию и высоких банковских процентов по кредитам, все еще большой инфляции…
Говоря о долгосрочных целях нового правительства, глава государства упомянул необходимость уменьшения социального неравенства, привлечение инвестиций, поддержку науки, повышение качества образования. Также в числе приоритетов президент назвал, разумеется, внешнюю и внутреннюю безопасность, здравоохранение, призвал новое правительство своевременно принять бюджет на 2024 год.
Поскольку последнее слово в утверждении премьера принадлежит сейму, то президент уже в ближайшие понедельник и вторник проведет первый раунд консультаций со всеми представленными в сейме политическими силами. Первыми — в понедельник — президента навестят три политических силы с самым большим количеством депутатских мандатов: "Новое Единство", Союз зеленых и крестьян и Объединенный список.
Сообразить на четверых
По слухам, Ринкевичс будет настойчиво просить потенциального кандидата в премьеры Эвику Силиню все–таки создать более широкую коалицию, то есть хотя бы из четырех сеймовских фракций. Если Силине удастся такую коалицию — из четырех сил — создать, то тогда, скорее всего, в оппозиции останутся или "тевземцы", или "прогрессивные". Представители ТВ–Visu Latvijai уже поспешили заявить, что не смогут работать в одном правительстве с партией "Прогрессивные". В свою очередь, и лидеры "прогрессивных" провели свои красные линии и усомнились в возможности взаимодействовать в одном правительстве с "тевземцами".
Отсюда вырисовываются три возможных модели коалиции. Первая модель — "Новое Единство", Союз зеленых и крестьян и "Прогрессивные", вторая модель — "Новое Единство", Союз зеленых и крестьян, "Прогрессивные" и Объединенный список, третья модель — "Новое Единство", Союз зеленых и крестьян, Объединенный список и ТВ–Visu Latvijai.
Понятно, что если в итоге будет первая модель, то, например, "объединенные" потеряют и руководящие посты в сейме — во всяком случае, поста спикера сейма "объединенные" точно лишатся. Примечательно, что в составе фракции "зеленых крестьян" есть депутат, который в свое время руководил парламентом — Гундарс Даудзе.
Так или иначе, но правительственный кризис станет первой серьезной проверкой для нового президента. На начальном этапе этого "экзамена" особых сложностей не наблюдается, ведь пока имеется один реальный кандидат в премьеры — Эвика Силиня. Она уже де–факто имеет в кармане 52 депутатских голоса из 100, поскольку наряду со своей партией поддержку ей готовы оказаться и "зеленые крестьяне" с "прогрессивными".
Новое правительство — в конце сентября?
Вчера сама Эвика Силиня заявила, что нельзя тянуть с созданием нового правительства, ведь впереди принятие бюджета на следующей год. Но чудес не бывает и едва ли удастся сформировать новый Кабинет министров и согласовать все необходимые документы (правительственная декларация, меморандум и т. п.) раньше, чем за месяц.
Таким образом, при благоприятном раскладе новое правительство может появиться ко второй половине сентября. Видимо, до этого времени "техническое" правительство не будет рассматривать политические вопросы — новую налоговую политику, реформы в больничной и школьной сети, законопроект о ратификации Стамбульской конвенции…
Не стоит в сложившейся ситуации и ждать, что правительство внесет какие–то поправки, облегчающие положение латвийских россиян. Ну разве только если сами депутаты сейма проявят инициативу. Но все это будет уже в любом случае после часа икс, то есть после 1 сентября.
Эмоциональная история матери о том, что ее двухлетней дочери пришлось 12 часов ждать в очереди на операцию в Детской клинической университетской больнице (БКУС) после травмы в среду, вызвала возмущение в социальных сетях, передает TV3.
«Две большие реза...
Комментарии