Согласно данным Центрального статистического управления, с мая наибольшее влияние на общую инфляцию в Латвии оказали цены на продукты питания, опередив предыдущего лидера — расходы, связанные с жильем.
Как долго ценовое ралли на продукты питания будет продолжаться? Мнения экспертов разделились.
Мартиньш Аболиньш, экономист:
— Инфляция в Балтии снижается, но ценовое давление остается сильным. Стремительный рост потребительских цен остановился, и инфляция в странах Балтии с начала года снизилась с почти 20% до уровня чуть выше 10% в мае этого года.
Сейчас главный вопрос заключается в том, когда начнут (и будут ли вообще) снижаться цены на продукты питания, которые в 2023 году продолжали расти, несмотря на падение мировых цен на продовольственное сырье и энергоресурсы.
В последние два года цены на продукты в странах Балтии росли гораздо быстрее, чем в других странах Европы и мира. По мере снижения цен на энергию можно ожидать удешевления более широкого спектра продуктов питания. Тем временем не связанные с продуктами питания и энергией цены в странах Балтии продолжают повышаться более чем на 10% в год — это указывает на то, что инфляция больше не связана исключительно с внешними факторами издержек и существует риск того, что она может стать устойчивой.
Ингуна Гулбе, заведующая отделом продвижения сельскохозяйственного рынка Института агроресурсов и экономики:
— Цены должны снижаться прямо сейчас, это правда. Но не стоит думать, что этот спад будет продолжаться все время и мы снова будем жить в сказке, как это было до этого великого скачка… Этого нет и не будет. Это просто больше невозможно.
Многие составляющие стоимости увеличились и не уменьшатся. За счет эффективности можно чего–то достичь, но и этому есть пределы. Делать прогнозы на данный момент довольно сложно, но думать, что все будет дешево, обильно и в большом выборе, не оправданно.
Норис Крузитис, исполнительный директор Латвийской ассоциации торговцев продуктами питания:
— На данный момент падение цен на продукты питания во многом достигнуто за счет агрессивных акций. С другой стороны, если посмотреть на заказы, которые магазины получают от поставщиков по начальным или базовым ценам, то речь идет гораздо больше о повышении цен, чем о снижении.
В то же время инфляция потребительских цен на продукты питания продолжит снижаться на три–четыре процентных пункта в ближайшие месяцы. Хотя эта тенденция является однородной, цифры могут отличаться в зависимости от того, насколько велик рост розничных цен на продукты питания на данный момент. Центральное статистическое управление рассчитывает инфляцию, следуя корзине выбранных продуктов питания, но привычки покупателей значительно изменились за последний год.
Так, одну сеть магазинов попросили рассчитать изменение цен на продукты питания по всем позициям в ее ассортименте. Хотя данные Центрального статистического управления показали, что в мае по сравнению с тем же временем год назад продукты подорожали на 18%, расчеты сети магазинов показали рост цен на 10%.
Сейчас, конечно, продовольственная инфляция уже ниже 10%. Это не ставит под сомнение общую тенденцию, но показывает, что могут быть различия в данных.
Гунтис Гутманис, председатель правления Совета сотрудничества сельскохозяйственных организаций:
— Мы живем в условиях глобализации. Поэтому война в Украине, погода и происходящее на мировых рынках окажут большое влияние на цены на продовольствие.
Прогнозы — это всегда просто предсказания. Если мы вспомним, что произошло во время Covid–19, когда границы просто закрылись и нельзя было ничего привести, что происходит на войне в Украине, то я думаю, что у экономических аналитиков скоро может не быть работы, потому что их прогнозы могут с таким же успехом сбыться, а также не сбыться.
Сельское хозяйство должно сделать все возможное, чтобы мы смогли прокормить себя. Мы должны обеспечить общее сельскохозяйственное производство, чтобы мы могли обеспечить себя, потому что это вопрос национальной безопасности. Мы видим, что это очень сильно ощущается в Украине в данный момент, и это то, на чем мы должны сосредоточиться в первую очередь.
Раймонд Окманис, председатель правления Латвийского союза торговцев:
— Не стоит забывать о влиянии украинской войны, ведь именно с нее начался значительный рост цен на продукты питания.
Я лично считаю, что это цена, которую мы должны заплатить за эту войну. Речь идет о нашей безопасности. Поэтому покупатели также должны понимать, что не владелец магазина поднимает эти цены. Это в том числе и цена сохранения нашего спокойствия и вопрос того, как остановить агрессора в Украине, поэтому мы должны быть терпимыми.
Министерство финансов, руководимое Арвилсом Ашераденсом ("Новое Единство"), разработало План ограничения теневой экономики на 2024–2027 гг. Изучаем нюансы.
Ударить микроплатежами по "чулкам"
Международные эксперты установили прямую зависимость между уро...
После встречи с социальными партнерами Министерство образования и науки (МОН) предлагает включить в доклад о реформировании школьной сети идею о создании отдельной финансовой программы для поддержки латвийских самоуправлений и школ, расположенных на гр...
Жители Латвии должны чаще видеть солдат и военную технику Национальных вооруженных сил и стран-союзников, это укрепит чувство безопасности, считает министр обороны Инара Мурниеце.
Сегодня завершаются военные учения "Nameja vairogs", которые проводились...
Комментарии