Кто-то весьма остроумно заметил, что после Эгила Левитса уже любой президент покажется нам хорошим… В какой-то степени миссия Эдгара Ринкевича простая: ему, как человеку, безусловно, умному, надо всего лишь не повторять ошибок своего предшественника.
Кто виноват?
Сторонники Левитса его непопулярность пытались объяснить главным образом «внешними» причинами – мол, ковид «испортил» его президентство и не позволил ему раскрыть свой потенциал в полной мере. Хотя любой политолог вам скажет, что все наоборот: всякий кризис – это возможность для президента, особенно в парламентской республике, громко заявить о себе, использовать свое преимущество «арбитра».
Впрочем, оставим уже Левитса в покое – к счастью, период его «правления» уже позади, и маловероятно, что он в том или ином качестве еще вернется на политическую сцену Латвии. Уже даже те политики, кто его поддерживал, поняли, что он антихаризматичен, нелюбим народом, и вообще политика – это не его. Пусть занимается академическими исследованиями…
Шанс на второй срок
Итак, начинается эпоха Ринкевича. С учетом его возраста – ему еще нет и 50 – у него есть все шансы прервать тенденцию последних лет и избраться в июне 2027 года на второй срок. Напомним, что последний раз это удавалось Вайре Вике-Фрейберге ровно 20 лет назад! Что для этого нужно нынешнему президенту? Во-первых, постараться дистанцироваться от своей родной партии, показав, что он действительно способен быть «над схваткой». Во-вторых, завоевать симпатии большинства латвийцев. И в-третьих, умело маневрировать между всеми политическими силами.
Можно, конечно, считать недостатком тот факт, что вся карьера Ринкевича исключительно была связана с госуправлением или, если хотите, с бюджетными организациями. Но и нельзя считать, что «слишком далек он от народа». Все-таки Ринкевич – «местный парень», до недавнего времени жил в обычном многоквартирном доме в Юрмале, вел себя скромно и до сих пор демонстрировал понимание того, как живет простой латвиец. И это уже неплохо!
За справедливую Латвию!
Его первую речь – в Сейме, сразу после вступления в права президента, – в какой-то степени можно считать программной. Важно, что он не ограничился только «модной» темой безопасности и задачами во внешней политике, но и постарался, как это обозначили политологи, приземленно посмотреть на ситуацию. Он сказал то, что близко и понятно подавляющему большинству населения – о необходимости создания государства справедливости, причем это означает, что страна должна быть, как подчеркнул президент, справедливой для всех, а не только для избранных. Он призвал госуправленцев избавляться от «одержимости процессом, инструкциями и параграфами», за которыми чиновники уже давно «потеряли» человека!
Впервые после четырехлетнего перерыва глава государства «вспомнил» о необходимости свободы СМИ. И это фундаментально важно даже в нынешней геополитической обстановке, когда хочется «закрутить гайки» и ввести хотя бы мягкую цензуру. «Свобода слова и средств массовой информации – это хребет демократии», – сказал Ринкевич, и эти слова сегодня дорогого стоят!
Подождем полгода
Конечно, скептики могут тут же напомнить, что и Левитс в начале своего президентства «подавал надежды» и говорил правильные слова. Но за словами не следовали дела… Да, обольщаться не надо, и сказать, каким Ринкевич будет президентом, мы сможем реально где-то через 6-7 месяцев. Однако обнадеживает тот факт, что в отличие от Левитса он «знает предмет» – Ринкевич был главой канцелярии во время президентства Затлерса и действительно хорошо понимает механизм работы института президентства в Латвии. Он знает, что может и не может позволить себе в нашей стране глава государства.
Разумеется, больше всего латвийцы ждут от президента более активной работы внутри страны. Ринкевич еще на этапе предвыборных дебатов обещал создать функционировавший при Затлерсе и Берзиньше Совет по народному хозяйству, состоящий из крупных предпринимателей, экономистов, социальных партнеров правительства. Да, влияние на саму экономику и на финансы у президента минимальное, но едва ли Кариньш откажется слушать рекомендации своего бывшего партийного товарища!
Как там с Советом по делам нацменьшинств?
Как известно, начиная с Вайры Вике-Фрейберги при канцелярии президента функционировала еще одна структура – Совет по делам нацменьшинств. Конечно, Совет не определял политику государства в отношении нацменьшинств, но хотя бы мог напоминать политической элите, что в стране, «как ни странно», есть люди разных национальностей и с другим (не латышским) родным языком.
Предыдущий президент первым делом этот Совет распустил. За четыре года президентства он лишь пару раз упомянул о наличии в стране нацменьшинств. Как известно, Левитс свою миссию видел лишь в том, чтобы неукоснительно претворять в жизнь преамбулу Конституции, хотя еще есть и основная часть Сатверсме, включая ее 8-й раздел (права человека).
Нельзя поднять то, чего нет
Спору нет: основные функции президента в ЛР – репрезентативные и связанные с внешней политикой. Поскольку Ринкевич проработал на посту главы МИДа последние 12 лет, то за его деятельность на международной арене мы можем быть спокойны.
А вот насколько ему удастся быть президентом всех латвийцев и поднимать вопросы экономики и социальной помощи? Это мы скоро увидим. И еще от Ринкевича ждут почти невозможного – попытки поднять (с нуля!) престиж политиков. Хотя сам президент во время инаугурационного приема заметил на реплику одного из гостей насчет поднятия престижа: «Нельзя поднять то, чего нет…»
Полномочий достаточно. Нужно только их использовать
И еще. Для парламентской республики у президента Латвии не так уж и мало полномочий! Вообще нужно уже давно было развенчать миф о том, что глава государства в нашей стране с правовой точки зрения почти беспомощный!
Да, президента особо не подпускают к решению финансовых вопросов, но он может и законы возвращать на доработку, и свои законопроекты предлагать, и даже заседания правительства собирать – со своей повесткой дня, ему принадлежит и эксклюзивное право выдвигать кандидата в премьеры…
В конце концов, он может в любой момент запустить процедуру роспуска Сейма. Как и сделал в свое время бывший патрон Ринкевича Валдис Затлерс.
Максим Галкин имеет одну довольно неприятную физиологическую особенность. Скорей всего она передалась и сыну юмориста — пишут в соцсетях.
Уже полтора года Максим Галкин скитается по миру вне РФ. Пока жена и дети юмориста обживаются в Израиле, он пропада...
Комментарии