Соседняя нам Литовская Республика обладает мощной криминальной средой. Прежнему президенту Литвы Дале Грибаускайте принадлежит знаменательное высказывание: "Мы становимся государством, которым правят олигархи и преступный мир".
И действительно, с начала 90–х организованная преступность заняла существенное место в жизни этой страны, контролируя значительную часть ее экономики. Полиции удалось разгромить ряд знаменитых прежде банд, но на их место пришли новые.
К высшей мере наказания
Корни сегодняшней литовской организованной преступности можно отыскать еще в советские годы. Так, например, в 1978–м в Каунасе образовалась знаменитая группировка "дактарасов", которая все последующие годы набирала мощь.
В 90–е годы бандиты под началом Генрихаса Дактараса занимались рэкетом, торговлей контрабандным спиртом, угоном автомобилей, а также активно участвовали в так называемой "чековой приватизации".
Впрочем, то была далеко не единственная в стране преступная группировка. В эпоху лихих 90–х почти в каждом крупном населенном пункте Литвы имелась своя ОПГ, занимавшаяся взиманием дани с мелких торговцев. Самой знаменитой из них была так называемая "вильнюсская бригада", возглавляемая Борисом Деканидзе — они начинали свой путь с рэкета и контрабанды, потом взялись и за продажу наркотиков.
Духовным отцом этой группировки называли отца Бориса, Георгия Деканидзе, который, кстати, был не чужд меценатства, писал неплохие стихи. Вершиной их деятельности стало в 1993 году убийство замредактора газеты "Республика" Витаса Лингиса, одного из самых популярных журналистов Литвы.
Есть версия, что Борис Деканидзе приказал убить Лингиса за то, что он публиковал разоблачительные статьи о деятельности его бригады. После этого за данную группировку всерьез взялись правоохранительные органы, ее верхушка была фактически уничтожена. Суд приговорил Бориса Деканидзе за убийство Лингиса к смертной казни.
32–летний Деканидзе–младший, расстрелянный 12 июля 1995 года, — последний житель Литвы, расставшийся с жизнью по приговору суда.
А много лет спустя, в 2014 году, в Вильнюсе неизвестные застрелили последнего из верхушки "вильнюсской бригады" Игоря Темкина.
Книги за решёткой
В 1997 году осудили на семь с половиной лет и Генрихаса Дактараса. Литовские газеты рассказывали, что в тюрьме крестный отец литовской мафии стал очень религиозным человеком, читает Библию. Более того, сидя в темнице, он написал нашумевшую книгу "Остаться человеком". В книге содержались обвинения в коррупции в адрес генпрокурора Артураса Паулаускаса, засадившего Дактараса за решетку.
Всего Генрихас Дактарас отсидел половину назначенного ему срока и в 2001 году был выпущен досрочно на свободу за хорошее поведение. Пресса по этому поводу иронизировала: "Сотрудники и обитатели колонии провожали его со слезами — во время его пребывания в этом заведении царили порядок и справедливость, да и питание наладилось".
Впрочем, спустя десять лет знаменитый авторитет (его задержали в Болгарии, где он жил по фальшивым документам) и еще четырнадцать человек вновь оказались под судом. В деле фигурировали свыше двадцати преступных эпизодов — в том числе организация банды, убийство шести человек при отягчающих обстоятельствах, три попытки убийства, вооруженные ограбления, вымогательство, незаконное хранение оружия и т. д.
В итоге в июне 2013–го Клайпедский окружной суд приговорил Дактараса к пожизненному тюремному заключению, его сподвижники тоже получили длительные сроки. Крестный отец, называющий себя слугой Божьим, поведал тогда, что пишет новую книгу, в которой намерен рассказать, что его ложно обвинили.
Откуда в Латвии бензин
В то смутное время не чуждались сотрудничать с преступными группировками в том числе и так называемые "солидные люди" — в тех случаях, когда дело доходило до дележа лакомых кусков. Особенно показательной в этом плане стала история с приватизацией одного из самых ценных в стране промышленных активов — нефтеперерабатывающего завода в городе Мажейкяй.
В 2000 году бывший гендиректор "Мажейкю нафта" Гедиминас Кесус, его сын Валдас и водитель пропали без вести. Впоследствии их нашли обезглавленными — головы убийцы, видимо, забрали, чтобы продемонстрировать их заказчикам преступления.
В ходе расследования выяснилось, что Кесусы стали жертвами печально памятной в Литве банды "тульпинисов" ("тюльпанов"). Те специализировались, в частности, на контрабанде нефтепродуктами и были известны своими жестокими и брутальными методами — с 1996 по 2000 г. "тульпинисы", расправляясь с конкурентами, совершили около тридцати убийств. В ту пору в литовской прессе появлялись разоблачения — дескать, эти бандиты имеют крышу в лице чиновников и полиции, а потому и ведут себя столь нагло…
Все же лидеры "тюльпанов" Альгимантас Вертялка, Аудрюс Андрушайтис и Виргиниюс Балтушис в конце концов были арестованы, осуждены и приговорены к пожизненному заключению. В 2012 году Вертялка подал жалобу — дескать, ему запрещают в тюрьме смотреть эротические фильмы…
На место стариков пришла молодёжь
В 90–х Литовская Республика пережила первый пик организованной преступности. Но в начале 2000–х многое стало меняться. "Бандиты в то время уже опасались открыто заниматься рэкетом, а люди не боялись обратиться в полицию. Ситуация изменилась. В то время в поле нашего зрения стали появляться новые группы. Это были молодые люди, занимавшиеся незаконным оборотом наркотиков. Они были вооружены, амбициозны и не уважали прежних авторитетов", — рассказывал в свое время литовской прессе анонимный сотрудник полиции, специализировавшийся на борьбе с преступными группировками.
По его словам, в ту пору появилась нахрапистая молодежь, активно вытеснявшая стариков с занятых теми территорий и создававшая новые подпольные организованные группы.
Журналист Довидас Панцеровас писал в газете Lietuvos rytas, что в 2000–х в одном только Вильнюсе орудовали не менее десяти организованных преступных группировок — по полусотне членов в каждой. Они обладали разветвленной внутренней структурой (разные члены банд выполняли разные функции), имели собственные кассы (общаки) и могли позволить себе делать значительные "инвестиции" в приобретение оружия и разного рода современной техники (в том числе средств слежения). Поэтому полиции стало куда труднее, чем прежде, получать сведения о деятельности этих банд.
По словам Панцероваса, данные группировки создавались в основном по принципу землячеств. "К примеру, они выросли на одной улице и ходили в один и тот же тренажерный зал или сидели в одном пенитенциарном учреждении. Их объединяет общий опыт, доверие и склонность к совершению преступлений. На верхнем уровне этой структуры имеется один или несколько лидеров, которые планируют и организуют преступления. В некоторых бандах есть даже лидеры отдельных областей теневого бизнеса", — отмечал журналист.
По его словам, литовские ОПГ нового поколения отличались от своих предшественников из 90–х отсутствием привязанности к определенной территории или конкретному виду деятельности. Основная же их цель заключалась в получении прибыли — любой ценой.
"Организованные преступные группировки контролируют и деятельность других преступников. Они облагают данью торговцев наркотиками, контрабандистов, организованную проституцию", — отмечал все тот же аноним из литовской полиции.
Литва — Испания — Латвия
Еще одной важной особенностью новых литовских преступных группировок стало их умение сотрудничать между собой и стремление к тому, чтобы сделать свой "бизнес" трансграничным.
"Например, преступник из Вильнюса летит в Испанию, покупает там наркотики, затем летит в Норвегию, где их продает, возвращается в Литву, затем отправляется в Латвию и там открывает кафе. Такие преступления очень трудно расследовать, потому что все эпизоды осуществляются в разных странах", — говорил Панцеровас.
Кстати, в последнее время тесно стало в родной стране не только литовскому крупному, но и мелкому криминалу. "Не так давно мне доводилось общаться со своим бывшим школьным товарищем, которого судьба сделала одним из известнейших в Вильнюсе карманников. Мы пили пиво, и он жаловался, что деградирует как профессионал. Мол, обычное дело — вытащить у пассажирки в автобусе кошелек и обнаружить в нем лишь жалкие гроши: это просто дискредитация профессии.
Народ в Литве нищает, и криминал вместе с эмигрантами хлынул в Западную Европу. Там наши, в частности, делят с румынами и поляками первые места по кражам автомобилей", — рассказывал автору этих строк знакомый вильнюсский журналист.
Изначально одной из основных сфер деятельности литовских мафий являлась наркоторговля, но потом чем дальше, тем больше они стали интересоваться контрабандой табачных изделий. И это было закономерным: при интенсивной работе прибыль здесь достаточно высока, а ответственность гораздо ниже, чем за сбыт наркотиков. Кроме того, литовские преступные сообщества наладили широкий вывоз из России и Белоруссии дешевого (по сравнению с ЕС) алкоголя, сигарет и топлива. У "рыцарей нелегального провоза" есть в арсенале множество способов, как скрыть перевозимый товар.
Сигареты без акцизных марок доставляют в тайниках в автомашинах, среди угля в грузовых поездах, сплавляют на оборудованных GPS–навигаторами плотах через приграничные реки, транспортируют в цистернах с рапсовым маслом и даже посредством беспилотников. Специалисты указывают, что Литва остается не только привлекательным рынком для реализации контрабанды, но и важным логистическим центром для международных контрабандистов. В частности, сигареты белорусского производства попадают в Латвию из Витебской области, затем через Литву их нелегально транспортируют в Польшу, Германию и далее на запад вплоть до Англии и Ирландии.
Педофилия и зоофилия по–литовски
Еще одной прибыльной сферой деятельности стала организация подпольных борделей — тем более что всегда находились покупатели на живой товар.
Координатор литовского проекта "Помощь жертвам проституции и торговли людьми" Кристина Мишинене рассказывала в прессе: "Клиенты считают восемнадцатилетних уже старыми. Нужны все более молодые девочки, подростки, поэтому в проституцию вовлекают все больше детей. В некоторых районах уже наблюдаем даже массовое вовлечение малолетних".
Мишинене поделилась впечатлениями от увиденного в одном нелегальном публичном доме крупного города Литвы. "Полиция попросила о помощи, собиралась брать штурмом публичный дом, за которым давно велось наблюдение. Мы поехали вместе, чтобы оказать помощь женщинам.
Выяснилось, что в этом литовском публичном доме клиенты любили наблюдать за тем, как женщины сношались со специально обученными собаками. Клиенты наблюдают за этим и получают удовольствие.
В душе у таких женщин абсолютная пустота, их очень трудно вернуть к нормальной жизни", — отметила специалист. По ее словам, больше всего проституция процветает в Вильнюсе и Клайпеде.
На пользу преступникам пошло уменьшение количества полицейских. Власти Литвы после экономического кризиса 2008 года принялись оптимизировать МВД, сокращая ряды сотрудников. Недостаток средств оказался таким, что, например, в Рокишкском районе стражам закона временно пришлось пересесть с автомобилей на велосипеды. Доведенные до отчаяния работники полиции стали босиком выходить на акции протеста с плакатами "Босой сотрудник — люди в опасности".
Опять же после того как в Великобритании появилось много гастарбайтеров из стран Балтии, там начали заманивать на работу литовских полицейских, знающих специфику работы с соотечественниками.
Уход многих опытных специалистов привел к падению квалификации в литовских органах. Так, после терактов ноября 2015 года в Париже литовским полицейским раздали автоматы Калашникова — но почти сразу же пришлось их отбирать. Сначала один из копов в Вильнюсе случайно прострелил ногу бомжу и потом попытался скрыть это происшествие. Затем страдающий психическим заболеванием правонарушитель, которого полицейские везли со скованными руками, ухитрился отобрать у них "калашников" и сбежать — на его поиск были подняты все правоохранительные силы.
Беглец же сумел снять с себя наручники, выбросил АК, принял душ в одном из домов, где и был задержан.
Встанут новые бойцы…
В последние годы сотрудники литовской криминальной разведки предупреждали о формировании в Вильнюсе новых банд из недавних несовершеннолетних. Это, как и в случае с их предшественниками, как правило, парни, выросшие в общих дворах, у которых не развился вкус к честному труду. По данным за 2021 год, Литва заняла первое место в Евросоюзе по количеству убийств на 100 тысяч населения — 4,57 (для сравнения: в Латвии — 4,36, в Эстонии — 2,12).
В 2019 году Каунас был признан наиболее "смертоносным" городом в ЕС — с планкой убийств на уровне 5,4 на каждые 100 тысяч населения.
Хватает и других преступлений. "В основном увеличивается число случаев мошенничества, преступлений в электронном пространстве, краж из жилья, других мест. По этим показателям мы возвращаемся на допандемийный уровень", — свидетельствует генеральный комиссар полиции Литвы Ренатас Пожела.
Никуда не делась и организованная преступность. Очередное доказательство этому появилось в марте текущего года, когда литовские правоохранители отрапортовали о разоблачении преступной сети, специализировавшейся на нелегальной проституции. Филиалы этой сети действовали в Каунасе, Вильнюсе, Шяуляе, Клайпеде, Паневежисе и Мариямполе. Ее организаторы ввели правила строгой конспирации. Секс–работницы использовали для общения между собой и с клиентами только мобильные интернет–приложения по обмену сообщениями; голосовое общение было признано нежелательным. Бизнес был прибыльным — во время обысков у подозреваемых обнаружили около 30 тысяч евро наличными.
Время от времени удается нанести преступным сообществам, занимающимся наркоторговлей, действительно мощные удары. Так, в ноябре прошлого года была разгромлена базирующаяся в Каунасе ОПГ "Джеркиняй" — причем литовская полиция привлекла к участию в этой операции и своих коллег из других стран ЕС. "Арестовано тринадцать человек. Из них семеро задержаны в Литве, а остальные члены этой преступной группы были арестованы в других странах Евросоюза", — сообщил заместитель генкомиссара полиции Литвы Арунас Паулаускас.
По его словам, одним из основных направлений деятельности этой группировки являлось распространение наркотиков внутри и за пределами Евросоюза. Помимо арестов было задержано свыше тринадцати тонн различных наркотических веществ, цена которых на черном рынке составляла 40 млн евро. Успех, конечно, заметный. Но это все равно, что сражаться с гидрой — на месте отрубленной головы вырастает новая…
В Латвии средняя брутто–зарплата в первом квартале этого года составила 1462 евро, что на 12,3%, или 160 евро, больше, чем в тот же период 2022 года. Экономисты уверяют, что доходы трудящихся будут расти и дальше.
По данным Центрального статистического ...
Созданная в 2017 году Европейская прокуратура (EPPO) под руководством Лауры Ковеши, экс-генпрокурора Румынии, призвана расследовать преступления, связанные с мошенничеством по фондам Евросоюза на сумму свыше 10 000 евро, и случаи нарушения закона в сфе...
Комментарии