ru
I3ENv8YFjzU9mRxwwhYPM55syurqGFymjgAFyzAa
1714596

Шесть рычагов, с помощью которых можно поднять экономику Латвии

Шесть рычагов, с помощью которых можно поднять экономику Латвии

От обещаний «мудрой реиндустриализации» премьер Латвии незаметно перешел к обещаниям «трансформации экономики». Впрочем, хрен редьки не слаще. В арсенале правительства совсем немного инструментов для оживления экономики, впавшей в ступор. Какие это инструменты?

Примечательно, что партия «Новое Единство» в своей предвыборной программе, составленной летом минувшего года, еще по инерции записала, что Латвии нужно идти по пути «мудрой реиндустриализации».

Сам премьер и автор этого термина – «мудрая реиндустриализация» – после выборов об этом даже и не заикнулся. Видать, понял, что это нечто из области утопии. Ну как можно активно развивать промышленность в нынешних условиях?!

В условиях дефицита сырья, нарушенных логистических цепочек, при высокой стоимости энергоресурсов и в ситуации, когда в центре Европы идет война? К тому же, простите, на пустом месте, поскольку промышленность у нас уже с середины 90-х не играет ключевой роли в системе народного хозяйства.

Поэтому премьер выбрал более реалистическую и политически «хитрую» цель – «трансформация экономики».

Во-первых, всегда, если что, можно сказать, что трансформация происходит, только не столь быстрыми темпами, как бы хотелось.

А во-вторых, рано или поздно экспорт начнет расти, и тогда Кариньш объявит, что «все идет по плану»: экспорт продукции растет и, стало быть, это и есть трансформация экономики.

Впрочем, премьер и его окружение понимают, что в любом случае надо что-то еще и делать для активизации экономики. Какие же есть реальные возможности?

Первое. Максимально эффективное использование еврофондов, включая и пандемийный фонд оздоровления и устойчивости экономики. С этим тоже пока не заладилось. Давеча глава Минфина Арвилс Ашераденс выразил тревогу, что у строительной и ИТ-отрасли в Латвии просто может не хватить мощности, чтобы реализовать все проекты в рамках дотационной части пандемийного фонда. То есть той части, которую не нужно отдавать. Кстати, Минфин уже дал понять, что Латвии все-таки придется воспользоваться и второй частью фонда – заемной, то есть будем брать кредиты. Но и кредиты будут давать только под конкретные проекты.

Второе. Привлечение иностранных инвестиций. Здесь тоже пока похвастаться нечем. Если в 2021-м удалось под различные проекты привлечь 643 миллиона евро, то в минувшем году – только 473 миллиона евро! Понятно, что без существенных вливаний со стороны иностранных инвесторов оживить экономику не удастся. Для экономического рывка, о котором тоже периодически говорят в правительстве, необходимо в год привлекать более 1 миллиарда евро иностранных инвестиций. Правда, мы понимаем, что приходу иностранных инвесторов препятствует и сложная геополитическая обстановка в регионе (война почти под боком), и нехватка в Латвии рабочей силы, и не очень продуманная налоговая политика.

Третье. Привлечение внутренних инвестиций. В переводе на простой язык это означает, главным образом, широкое кредитование бизнеса. С этим в Латвии совсем неважно… Дошло до того, что правительство чуть ли не пригрозило банкам: или вы активнее кредитуете бизнес, или мы вас обложим спецналогом – на сверхприбыль, и вы пожалеете, что не откликнулись на наш призыв помочь бизнесу деньгами. Посмотрим, подействует ли эта угроза. Но рискнем предположить, что налог на сверхприбыль все равно будет введен со следующего года – казне ну очень нужны деньги, а плодить долги в бюджете на следующий год уже не удастся: пандемийно-военные «поблажки» правительствам стран ЕС в виде отмены потолка на размер бюджетного дефицита с 2024 года ликвидируются.

Четвертое. Попытка раскачать экономику и вдохнуть новую жизнь в фондовый рынок и в сами предприятия за счет котировки акций госпредприятий на бирже. В этот понедельник премьер Кришьянис Кариньш на заседании коалиционного совета озвучил эту свою идею. Отметим, что такое обещание – «отправить» на биржу меньшую часть акций госпредприятий (до 20% от общего капитала) содержится в предвыборной программе «Нового Единства». Партнеры отнеслись к этому предложению без особого энтузиазма, но можно предположить, что в итоге правительство в ближайшее время все-таки примет такое решение и акции отдельных госпредприятий смогут купить физические и юридические лица. Будет ли вообще интерес у инвесторов к госпредприятиям? Особенно в условиях, когда продается только маленький пакет акций и миноритарии де-факто никак не могут влиять на бизнес-стратегию предприятия.

Пятое. Активизация экономической активности за счет профессиональных трудовых ресурсов и повышения производительности труда. Увы, трудовых ресурсов в Латвии – кот наплакал, и здесь можно с премьером согласиться: или мы привлекаем гастарбайтеров, то есть проводим умную миграционную политику, или пытаемся максимально держать на рынке труда местных жителей, повышая пенсионный возраст или сокращая категории жителей, которые могут уходить на пенсию по выслуге лет – то есть в 40 и 50 лет.

Что же касается повышения производительности труда, то и для этого нужны предпосылки: и достаточное количество работников, и высоконаучное производство, и достойная оплата труда.

Шестое. Реформирование налоговой службы и создание более гибкой налоговой системы. В принципе, реализовать эти два пункта вполне реально. Но возможностей для маневра в смысле налоговых ставок у правительства не так много. Да, можно немного снизить налоги на труд, даже ввести льготную ставку НДС – например, на основные продукты питания, но это разве что только уменьшит объем поступлений в бюджет. Едва ли это серьезно подстегнет экономику.

Как видите, инструментов для того, чтобы обеспечить трансформацию экономики, в арсенале правительства не так много. И судя по ну очень вялому экономическому росту в Латвии, пока «не в коня корм» – усилия правительства не приводят к существенному оживлению экономики.

«Я не против русских, не против России. Убивать нельзя» - Вайкуле

Латвийская певица Лайма Вайкуле дала очередное интервью, в котором прояснила свое отношении к русским и РФ.

«На русском языке мне пишут непонятно откуда. Надеюсь, не из Латвии. Хотя не уверена», - сказала она в беседе с латвийским журналистом Вади...

Кто бы победил на выборах Сейма, если бы они проходили сейчас?

В апреле самый большой рост рейтинга был у партии "Латвия на первом месте" (ЛПМ), а первое место в рейтинге сохранило "Новое Единство", сообщила в пятницу программа Латвийского телевидения (ЛТВ) "Панорама" со ссылкой на опрос, проведенный центром SKDS....

Женский хоккей восстанавливает позиции — менеджер женской сборной
В прошлом году латвийскому женскому хоккею исполнилось 30 лет, чего многие могут и не знать, поделилась в эфире программы «ТЧК» на Rus.LSM.lv официальный представитель женского хоккея в Латвии, менеджер женской сборной Латвии по хоккею и руководитель х...


Комментарии