Уже пять лет иностранным инвесторам трудно разворачивать активность в Латвии: именно с 2018 года в республике начался "капитальный ремонт" финансовой системы, констатировали на заседании Комиссии cейма по запросам.
Коммерческие банки, призванные являться инструментом капитализма, завышают свои требования к желающим вложиться в нашу экономику.
За державу обидно
Глава парламентской комиссии Хосам Абу Мери ("Новое Единство") оговорился, что не следует все негативные моменты связывать с кредитно–финансовыми учреждениями Латвии — в мире два года бушевал ковид.
Даце Цируле, глава рабочей группы Совета иностранных инвесторов в Латвии (FICIL) и Линда Хелмане, исполнительный директор FICIL, обратили внимание на то, что в их организации "нет представителей с востока". Тем не менее им приходится страдать от последствий войны, начатой Россией.
Наш регион, по оценке Совета иностранных инвесторов, входит в ЕС, НАТО, различные международные договоры — и это положительный момент. Однако "чрезвычайно высокая неудовлетворенность" инвесторов вызвана своеобразной "кардиограммой" нормативного регулирования в ЛР. Порой ее пики напоминают реанимацию!
Шоком выглядит нежелание Латвийского государства выполнять обязательства даже по решениям судов. "Мы налогами оплачиваем судебную систему. Но каков смысл, если не выполняется окончательный приговор?" — возмущались представительницы инвесторов.
В качестве примеров были названы судебные решения по "мамочкиным зарплатам" или партнерским отношениям. Несмотря на то, что это вроде бы не связано напрямую с инвестициями, все это влияет на образ государства.
Депутат Чеславс Батня ("Объединенный список") признал, что примерно пятая часть потенциальных инвесторов в ЛР регистрируется в итоге в Эстонии.
Аугустс Бригманис (Союз зеленых и крестьян) высказался, что главным условием для инвесторов все же должна быть гарантия того, что они свои вложения не потеряют.
Денежный перевод идет… месяц
Вилис Зинкевичс, замначальника отдела привлечения инвестиций Латвийского агентства инвестиций и развития, сообщил, что "с большими проблемами" иностранные предприниматели сталкиваются в Латвии по части отсутствия местной рабочей силы:
— Мы стараемся позиционировать себя как государство информационно–коммуникационных технологий, но у нас нет этих специалистов в достаточном количестве. Если сюда хочет зайти какой–то центр данных, оказывающий услуги, которому необходимо 300 работников, — это невозможно. Мы физически слишком малы.
Автоматически возникает новая проблема — трудовая миграция, порядок присвоения видов на жительство, открытие счетов в банках.
По словам В. Зинкевичса, трудно перевести и деньги из Латвии в государства Персидского залива. По расчетам за товар они порой зависают на месяц из–за всяких проверок.
Вопросы возникают во всех госучреждениях — от Управления по делам гражданства и миграции до строительных управ на местах. "Зеленый коридор", обещанный инвесторам, к сожалению, далеко не всегда оказывается возможен…
— Мы приняли обязательства, которые неспособны выполнять, — констатировал господин Зинкевичс.
"Оказались в дураках"
Айя Зицере, руководитель департамента Министерства финансов, сначала признала, что Латвия в глазах иностранцев по–прежнему "рискованная юрисдикция". Однако потом спохватилась: "Очень много чего сделано, введен эффективный подход…" И переложила ответственность со счетами на банки:
— Закон не запрещает открыть счет, если банк способен управлять риском!
"Мы считаем, что Банк Латвии делает достаточно", — добавила госпожа Зицере.
С другой стороны, Х. Абу Мери сказал, что ему, как почетному консулу Ливана, жалуются предприниматели из этой страны, которым звонят банки, интересуясь тем, кому это они перечислили 20 евро? В результате солидные фирмы из Ливана вынуждены уходить в соседние государства.
— Мы с Эстонией действуем по одним надзорным правилам, — парировала А. Зицере. — Но не все государства находятся под лупой, как мы.
Гундарс Даудзе (Союз зеленых и крестьян) назвал "капитальный ремонт финансовой системы" "идиотизмом". В результате был ликвидирован один из крупнейших инвесторов — A.B.L.V.
"Мы хотели быть святее папы римского, а оказались в дураках, — эмоционально заявил парламентарий. — Почему в Европе существуют такие зоны, как остров Гернси? И удивляемся потом, что у нас нет денег на образование и здравоохранение".
В марте этого года по сравнению с февралем потребительские цены в Латвии выросли на 0,7%, однако за год — в марте этого года по сравнению с мартом 2022 года — рост составил 17,3%. Месяцем ранее годовая инфляция достигла 20,3%.
Дайнис Гашпуйтис, экономис...
Верховный суд (Сенат) на днях пересматривал дело о мошенничестве и присвоении в крупном размере в отношении бывшего бухгалтера Latvijas dzelzceļš. Детали дела оказались поучительными.
Обвинение: оплачивал себе турпоездки
Обвинение бухгалтеру было предъя...
Комментарии