Сейчас в небольшой Латвии расследованием преступлений занимаются 11 спецслужб, напомнил на нынешней неделе Госконтроль. И указал на очевидное: многие их функции дублируются.
Однако это не новость. За последние годы попытки консолидировать ресурсы спецслужб предпринимались неоднократно. И вот еще одна попытка.
По поводу консолидации уже высказался генеральный прокурор Юрис Стуканс. Он считает, что в Латвии необходимо создать ОДНО (выделено нами. — Ред.) бюро, которое занималось бы расследованием тяжких и особо тяжких преступлений. Он также считает, что целесообразно было бы объединение Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) и Бюро внутренней безопасности (БВБ), которое ловит продажных полицейских.
Конкретнее нужно быть!
Комментируя опубликованную в среду ревизию Госконтроля о следственных учреждениях, Стуканс отметил, что разочарован результатами, так как от ревизоров ожидал более эффективную и более разумную оценку, а также конкретные предложения, которые могли бы улучшить качество следствия.
— Грубо говоря, ничего нового это заключение ревизии не несет. Все это известно и ясно, — добавил Ю. Стуканс в разговоре с LETA.
— Я ожидал заключения о том, что с учетом характеристики преступлений и численности населения в Латвии следует создать одну структуру, которая занималась бы расследованием тяжких и особо тяжких преступлений. А все остальное с самым простым и малозначительным для общества можно оставить другим службам, — отметил Стуканс.
Создание такого бюро, по мнению Ю. Стуканса, позволит консолидировать ресурсы и следователей в крупные следственные блоки, например, по расследованию убийств, экономических преступлений, половых преступлений и киберпреступлений. Это также позволит обеспечить единообразное понимание и простое обучение.
Комментируя мнение ревизоров о том, что расследование коррупционных преступлений дублируется разными структурами, генеральный прокурор высказал мнение: БПБК могло бы охватывать расследование всех коррупционных преступлений по всей стране. В его представлении сейчас БПБК и БВБ — два небольших учреждения, и непонятно, почему нельзя их объединить.
О мелких кражах
Генпрокурор привел такую цифру: в Латвии расследуется около 35 000 уголовных процессов. Поэтому, по мнению Ю. Стуканса, следует проанализировать, сколько времени и внимания уделяется каждому уголовному процессу и соответствует ли это требованиям сегодняшнего дня.
Как считает генпрокурор, для расследования мелких краж не нужны следователи с высшим юридическим образованием и стажем. Первоначальные следственные действия с учетом тех изменений, которые происходят в полиции, могут выполнять и полицейские.
— Ресурсы следователей должны быть консолидированы для расследования серьезных преступлений, — подчеркнул генеральный прокурор.
Госконтроль: внутренней коррупцией занимаются пять структур
Государственный контроль в ходе ревизии заключил, что в систему следственных учреждений Латвии необходимо внести изменения, чтобы преступления расследовались более эффективно.
Сейчас в Латвии сразу несколько учреждений имеют право расследовать преступления, совершенные должностными лицами своих же структур: Бюро внутренней безопасности (БВБ), Государственная пограничная охрана, Управление мест заключения (УМЗ), Управление внутренней безопасности Службы госдоходов, а также Бюро по борьбе и предотвращению коррупции (БПБК).
Но зачастую органы сами расследуют преступления, совершенные своими же сотрудниками. И это, по мнению госконтролеров, большая проблема.
— Человеческие дружеские отношения, которые появляются в рабочем коллективе, нельзя констатировать и доказать, и это по большому счету внутреннее ощущение следователя — насколько объективным он может быть к коллеге. Госконтроль считает, что такая ситуация недопустима, что у коллеги есть право расследовать преступления своего коллеги, — указывает член правления Госконтроля Майя Аболиня.
При этом функции разных структур при расследовании коррупционных преступлений перекрываются. Хотя первоначально планировалось, что именно БПБК станет всеобъемлющим специализированным учреждением, которое будет расследовать коррупционные преступные деяния как в публичном, так и в частном секторе. Однако сейчас коррупцией в Латвии занимается не только БПБК, но и пять других учреждений: Госполиция, БВБ, Погранохрана, УМЗ и Управление внутренней безопасности СГД. В итоге ежегодно начинается в среднем 190 уголовных процессов, в которых расследуются коррупционные преступления, и согласно результатам анализа данных, проведенных в ходе ревизии, только 16% из них было начато в БПБК.
И еще. Ревизоры повторно указали, что политика пенсий по выслуге лет, которую получают многие сотрудники спецслужб, не соответствует сути государственной пенсионной политики — заинтересовать жителей трудоспособного возраста по возможности дольше продолжать работу.
После долгих лет простоя и ремонтных работ почти завершена реконструкция исторического здания Рижского цирка. На днях дом был сдан в эксплуатацию. Посетителей цирк примет уже в декабре.
Цирк начинается с ёлки
За время ремонтных работ, которые велись пол...
Комментарии