В отношениях премьер-министра Кришьяниса Кариньша с Пасхой есть что-то мистическое, необъяснимое. Два года назад он призывал людей на Пасху показать друг другу свои яйца, в этом году он отличился откровением о том, что пенсионный возраст «неизбежно придется повышать», пишет на публицист "Неаткариги" Бен Латковскис.
Учитывая, что предыдущий этап повышения пенсионного возраста (на 3 месяца в год) еще не завершился (это произойдет в 2025 году, когда пенсионный возраст достигнет 65 лет), новые угрозы повышения пенсионного возраста нельзя считать иными чем давно невиданным бесстыдством. Это открытый плевок в лицо латвийскому обществу.
Возникают два вопроса. Почему он это делает и на каком основании он может позволить себе такое свинство в канун Пасхи?
Сразу вспоминается апокрифический рассказ о визите Лиона Файхтвангера к Сталину в 1937 году. До этого известный писатель несколько месяцев жил в СССР, собирая материалы для готовящейся книги «Москва 1937». В ходе беседы он спросил у хозяина Кремля: «Как вам, товарищ Сталин, удается завоевать такое огромное доверие и любовь народа, когда у людей такие тяжелые условия жизни?»
Сталин ничего не ответил, но отдал приказ своим помощникам. Через какое-то время в кабинет выпустили ощипанную курицу без перьев. Сталин догнал несчастную курицу, потерявшую терморегуляцию, и, ища тепла, та прижалась к сапогу диктатора. «Вот как можно получить самую настоящую любовь народа», — торжествующе сказал Сталин.
Для баланса несколько менее кричащие оценки действий Кариньша. Бывший министр здравоохранения Илзе Винькеле: «Как человек, получивший законное решение о повышении пенсионного возраста, со всей ответственностью заявляю, что внезапное откровение Кариньша — дымовая завеса и попытка манипулятивно отвлечь внимание от более насущных проблем, находящихся под его прямой ответственностью. Например, финансирование здравоохранения».
Лиене Ципуле, руководитель Службы неотложной медицинской помощи: «Если кто-то хочет повысить пенсионный возраст, ему придется больше инвестировать в здравоохранение. В противном случае это не сработает. Работоспособность обеспечивается здоровьем. Необходимо увеличить количество здоровых и качественных лет жизни, прожитых в стране. Тогда можно поднять. Желание работать падает у всех, кто не здоров».
Надо сказать, что эти оценки, хотя и критические, можно охарактеризовать как очень сдержанные, миролюбивые, даже толерантные. Возможно, именно терпимость общества к такому бесстыдству Кариньша позволяет ему так себя вести и говорить. Если бы латвийское общество было готово публично сказать более резкое слово, Кариньш дважды подумал бы, прежде чем позволить чему-то подобному сорваться со своих уст.
Я не раз писал, что особенность латвийской политической жизни в том, что наши местные политики очень мало внимания уделяют нуждам избирателей. Никакой манны небесной они им не обещают. Серьезные политики призывают затянуть пояса потуже, чистить зубы, послушать, что говорит Брюссель, и повысить пенсионный возраст. Только популисты обещают людям что-то осязаемое. Это проникло в Латвию с доисторических времен.
Вспомним, что в условиях всеобщего дефицита девяностых покойный Иоахим Зигерист навещал одиноких пенсионеров в их сельских домах, привозил им лекарства, продукты и всячески пытался помочь. Какова была реакция сытого «искушенного» общества Риги? Насмешки, издевательства, оскорбления. Популист/дурак. Его до сих пор помнят в основном за его бананы.
Однако тщеславный, циничный миллионер Андрис Шкеле считался до 2002 года прекрасным государственным деятелем, «лучшим премьер-министром всех времен» на страницах газеты «Диена» (аналог нынешних государственных СМИ), несмотря на открытую «прихватизацию» «Латвийской пищевой промышленности принадлежащей ему «Ave Lat Group» с последующей продажей.
Чуть позже приобрел популярность Валдис Домбровскис благодаря безжалостной консолидации бюджета. Он до сих пор считается одним из самых уважаемых премьер-министров. Потому что спрос на болезненные марши, горькие лекарства со стороны латвийского общества постоянен. Поэтому эти высказывания Кариньша можно воспринимать как ответ на актуальный социальный запрос.
Предложение простое. Объявляется, что в Латвии катастрофическая демографическая ситуация, не менее катастрофическая возрастная структура, а затем, после этой трагической новости, оглашается решение. Нет, не введение налога солидарности на миллиардную прибыль банков. Банки священны для Кариньша. Также тот факт, что подоходный налог с предприятий составляет всего 2,7% от общей суммы собранных налогов, не дает Кариньшу повода искать деньги в этом направлении.
Повсюду есть деловые люди, которые по самой своей природе являются хищниками с острыми зубами. У них из глотки опасно брать даже самый маленький кусок. Можно получить. Другое дело травоядные пенсионеры. Вернее, еще более уязвимая и малозащищенная категория людей — люди предпенсионного возраста. Их можно обдирать столько, сколько хочется. Как тех кур у Сталина.
Тот факт, что продолжительность жизни в Латвии одна из самых низких в ЕС, Кариньша не беспокоит. Деньги системе здравоохранения можно не давать. Однако их можно взять из фонда социального страхования. Точнее говоря, деньги прекрасно накапливаются, если не платить пенсию дольше. Я даже не хочу говорить о том, как отвратительно все это звучит. Просто отвратительно. Другого слова здесь нет.
Иногда кажется, что Кариньш играет в какое-то внутреннее казино и чувствует азарт - ну и долго ли продержится этот дурацкий народ? Неужели он спокойно вытерпит и этот плевок в лицо? Неужели они воспримут это как золотой дождь из окна небоскреба? Если так, то этот народ можно месить сколько угодно, как угодно.
Вчера я писал о провинциальном комплексе неполноценности, который проявляется в неистребимом страхе перед тем, как мы будем выглядеть в глазах окружающих. Чтоб только кто-то не подумал что-то плохое. Потакаем другим, даже если это потворство происходит за наш счет.
Вот как это выглядит на практике. Инга Сприже, защищая продолжающееся нежелание граждан России хотя бы немного учить латышский язык: «Не знаю, если тысячи пенсионеров начнут везти на российскую границу, слезы, многие из них ничего не имеют в России, я не думаю, что сюжеты BBC и CNN вызвали бы симпатию к Латвии».
Неважно, как себя чувствуют граждане Латвии, которым приходится жить с этими гражданами России - ненавистниками Латвии, латышей и латышского языка. Главное, о чем подумают зрители BBC и CNN.
Наконец, самое главное. Если тихонько добавить про себя: нет, но Спринге права. Так и есть. Понятно, что зрители BBC и CNN будут не на нашей стороне, так что не удивляйтесь, что такие люди, как Кариньш, будут вечно латать бюджет за ваш счет и повышать пенсионный возраст до бесконечности. Тех, кто всегда старается угодить всем, тоже, скажем так, вежливо используют все.
Как долго в Латвии будет продолжаться снижение рождаемости и численности населения? Достаточно ли об этом думают политики? Какие инструменты можно использовать для решения демографических проблем?
По этим и другим вопросам в эфире программы TV24 «...
В отсутствие президента Эгила Левитса и спикера Сейма Эдварда Смилтенса со вторника, 11 апреля, по четверг, 13 апреля, их обязанности будет исполнять заместитель спикера Сейма Янис Грасбергс, сообщил президент в официальном издании "Latvijas Vēstnesis"...
Комментарии