Представьте себе ситуацию: в передаче для датского меньшинства Германии выступает политик, который говорит на датском языке. И вскоре его некий общественный активист начинает в социальных сетях клеймить позором. Причем не просто клеймить, а с фотографией – мол, вот он, предатель немецкого народа!
Или по датскому ТВ и радио для немецкого меньшинства политик говорит на немецком. И тоже подвергается остракизму или, как сейчас модно говорить, моббингу.
Моббинг по полной программе
Разумеется, нечто подобное в Дании, Германии, Словакии, Венгрии и в других странах ЕС, где соблюдаются права меньшинств, такое невозможно от слова «совсем». А вот в нашей стране это происходит, и каждый день! Ежедневно в социальных сетях националисты публикуют десятки заметок, в которых неустанно «кошмарит» частный бизнес и тех латвийских политиков, общественных деятелей, медиков, политологов, экспертов в других областях, которые общественному ТВ на русском языке осмелились дать интервью на русском! Общий лейтмотив моббинга: мол, как вам, этническим латышам, не стыдно говорить на государственном языке России!
Если представим, что Россия бы объявила вторым госязыком немецкий, которым Путин владеет свободно, то тогда и немецкий язык попал под запрет в нашей стране?!
Но самое удивительное, что кто-то еще пытается оправдываться: не виноватый я, а только ответил на вопросы на том языке, которым имею несчастье владеть… А ведь в действительности эти люди делают благое дело – пытаются доходчиво объяснить свою мысль на родном языке той аудитории, к которой обращаются.
Если же это делает политик, то он еще и укрепляет национальную безопасность, поскольку помогает тысячам латвийцев получить необходимую и нужную государству информацию, в том числе, например, и о войне на Украине.
Лицемерие и вранье
Конечно, борцы с русским языком очень все «красиво» обставляют – мы, мол, не русофобы и с русским языком не сражаемся, мы просто укрепляем позиции латышского языка и в итоге даже помогаем русскоязычным – они начнут и сами использовать госязык. В действительности это просто лицемерие и вранье.
Во-первых, около 90% русскоязычных владеют латышским языком, и на эти данные исследований постоянно с трибуны Сейма ссылаются главные борцы со всем русским – представители TB–Visu Latvijai. На дворе не начало и даже не середина 90-х, когда действительно каждый второй русскоязычный не мог даже на примитивном уровне изъясняться на латышском. Таким образом, аргумент о желании чуть ли не помочь нелатышам не выдерживает критики.
Во-вторых, позиции латышского языка защищены как никогда в истории Латвии! Даже во времена Первой республики, даже после переворота Карлиса Улманиса латышский не был так защищен и распространен, как сейчас!
Какие же цели тогда преследуют борцы с русским языком в Латвии? Неужели они действительно верят в то, что 37% населения, для которых русский является родным, вот так возьмут и сразу же этот язык «забудут» или будут на нем говорить лишь дома и шепотом?
Две цели кампании русофобии
На самом деле главных целей две.
Цель первая – ассимиляция молодого поколения, начиная фактически с детского сада. Конечно, подавляющее большинство латышских политиков никогда открыто это не признает, поскольку, во-первых, это совершенно не по-европейски, а во-вторых – может вызвать неодобрение и части латышских избирателей, которые вовсе не горят желанием «переделывать» русских в латышей.
Стоит напомнить, что последняя языковая реформа означает перевод всех билингвальных детских садов исключительно на латышский язык, причем уже с нового учебного года, то есть с 1 сентября. Начальная же и основная школы перейдут только на латышский язык обучения с 1 сентября 2026 года. Русский язык можно будет по желанию изучать после уроков – в качестве факультатива (образование по интересам). Наряду с китайским или японским языками.
Если это не путь к ассимиляции, то что это?
Вторая цель – маргинализация значительной части русскоязычных. В этом смысле запрет субтитров на русском языке в кинотеатрах – это просто сущая ерунда по сравнению с планируемыми запретами и ограничениями. Напомню, что в Сейме уже скоро во втором чтении будут рассматриваться одобренные шестью сеймовскими фракциями поправки в Закон о предвыборной агитации, которые призваны в предвыборный период (120 дней до выборов) запретить любую предвыборную агитацию на ином языке, кроме латышского.
Исключение сделано для выборов в самоуправления и в Европарламент, когда, наряду с латышским, можно будет использовать в агитации и официальные языки ЕС. Например, во время выборов в Даугавпилсскую думу будет очень востребована предвыборная реклама на чешском, немецком или румынском языках.
На русском же рекламную статью политика в русской газете опубликовать будет нельзя! Вы где еще видели подобный абсурд?!
Чтобы не ходили на выборы
Понятно, почему эти поправки в закон инициировали именно представители TB–Visu Latvijai. Они на русскоязычный электорат не рассчитывают и просто действуют по принципу: не доставайся же ты никому! То есть они хотят, чтобы и другие латышские партии не могли заполучить условно русские голоса.
Чтобы русскоязычные, не получив нужную информацию на родном языке, вообще бы потеряли всякий интерес к политике и на выборы не ходили. Чем меньше явка, тем больше шансов на успех на выборах именно партии Райвиса Дзинтарса!
Поражает другое: как все остальные политики купились на эту уловку и стали играть по правилам TB–Visu Latvijai.
В каком правовом демократическом государстве частному бизнесу законодатель указывает, какой язык он вправе, наряду с государственным, использовать для привлечения (информирования) клиентов? Как известно, на портале manabalss.lv скоро уже будет собрано необходимое количество подписей для того, чтобы можно было передать в Сейм законопроект, запрещающий использование русского языка в частном бизнесе.
И где же эта политическая нация?
Год назад многие по наивности действительно поверили в то, что политики искренне хотят поддержать «наших русских» и создать единую политическую нацию, как об этом красиво вещал глава МИД Эдгарс Ринкевич.
В последующие 12 месяцев не было сделано ни одного шага по сплочению общества и по поддержке «наших русских». Напротив, русскоязычным всячески давали понять, что они в чем-то априори виноваты и вообще говорят на языке Путина!
В этом смысле «война» с названиями улиц и с памятником Пушкину, который уже успели и краской облить, и мешком завесить, – это всего лишь «внешний антураж», такой символический элемент кампании ненависти, которая продолжается в стране.
Вопрос в том, как долго еще русскоязычным будут «мстить за деяния Путина»? Видимо, до тех пор, пока две цели – ассимиляция и маргинализация не будут достигнуты!
ЛТПП: изменения в руководстве Службы государственных доходов необходимы.
Изменения в руководстве Службы государственных доходов (СГД) необходимы, заявил агентству ЛЕТА член правления Латвийской торгово-промышленной палаты (ЛТПП) Янис Лиелпетерис, коммен...
Сегодня - 4 апреля, Рижский городской суд по запросу Службы госбезопасности (VDD) взял под стражу активиста "Ночного дозора" Александра Жгуна, - сообщает агентство LETA. Группа "Ночной дозор" была организована Русским союзом Латвии для охраны советских...
Комментарии