Недавние волнения в Грузии вызвали большой резонанс в мире. Но в Латвии мало кто понимает, что стоит за этим событиями. Портал bb.lv обратился за разъяснениями к Георгию Паниашвили, грузинскому эксперту по вопросам внешней политики. Г–н Паниашвили также бывший дипломат, в свое время отработавший четыре года в посольстве Грузии в Риге.
Кремлёвский след
— Закон об иноагентах: откуда он взялся в Грузии, кто его придумал?
— Политическую инициативу о законе об иноагентах впервые озвучило ультраконсервативное ответвление правящей партии — "Сила Народа". Первые намеки о необходимости регулирования неправительственных организаций появились еще в конце прошлого года и носили откровенно антизападный характер. Уже в феврале текущего года "Сила Народа" зарегистрировала законопроект об иноагентах. Эту законодательную инициативу активно поддержала правящая партия "Грузинская Мечта".
Законопроект стали продвигать быстро, при информационной поддержке проправительственных СМИ. Параллельно в стране пошла волна антизападной информационной кампании по демонизации и дискредитации Запада. Уже 7 марта законопроект об иноагентах был принят на фоне полностью заблокированного полицией парламента и выдворенных из зала заседания оппозиционных/несогласных депутатов.
— Почему принятие этого закона многих так возмутило?
— У этого "Русского закона" (так в Грузии называют этот законопроект) есть два важных аспекта: гражданское общество и внешнеполитический курс страны.
НПО почувствовали, что со стороны властей имеется попытка вначале их дискредитировать, стигматизировать — назвав иноагентами, а потом начать притеснения. Они почуяли угрозу первыми и стали протестовать при обсуждении этого закона.
Тем временем последовали заявление США, Евросоюза, НАТО, ООН и Совета Европы о том, что принятие этого закона сильно подорвет не только демократию в стране, но и процесс евроинтеграции, а также сотрудничество с Западом в целом.
Внешнеполитический фактор стал определяющим. Население почувствовало, что этот закон конкретно отдаляет Грузию от своих давних партнеров и стремлений — оставляя ее наедине с Россией. Это и стало главным катализатором реакции со стороны общества и начала масштабных демонстраций. В итоге власти были вынуждены пойти на уступки и отменить этот закон.
Москва укрепляет влияние
— Есть ли в этом законе российский след, как кое–кто утверждает?
— К сожалению, след есть, и ведет этот след прямо в Москву. На протесты и отмену этого закона в России молниеносно и всеобъемлюще отреагировали на высшем политическом уровне, включая Сергея Лаврова, Дмитрия Пескова и Вячеслава Володина. Все вместе и одновременно они давно не обращали такого пристального внимания на Грузию.
Из их комментариев стало видно, что российское политическое руководство отнюдь не просто проинформировано о происходящем в Тбилиси, но и значительно заинтересовано. Я уверен, что этот законопроект был частью политического давления на Грузию со стороны Кремля.
— Насколько сильно влияние России в Грузии на сегодняшний день?
— Определенное влияние России в Грузии однозначно есть. Тут у нас целых два оккупированных Россией региона, где расположены военные базы и контингент войск РФ. На данный момент военные, размещенные в Абхазии и Цхинвальском регионе, наверное, не в самой лучшей форме, и их численный состав тоже сокращен из–за войны в Украине. Но само российское присутствие на этих грузинских территориях уже является очевидно немалым фактором влияния.
С другой стороны, в последнее время экономическая зависимость Грузии от России только растет. Также активно ведется антизападная пропаганда со стороны проправительственных СМИ, что однозначно помогает укреплению российского влияния в Грузии. В Тбилиси много русских мигрантов и туристов, это тоже играет свою роль.
Но в целом я не могу сказать, что на умы и сердца жителей Грузии у России есть решающее культурное и ментальное влияние. Скорее у населения присутствуют настороженность и опасения по отношению к северному соседу.
Коммерсант разошёлся с населением
— Почему Грузия заметно сворачивает с европейского курса?
— Возникла достаточно специфическая ситуация. Заработавший свое состояние в России коммерсант Иванишвили и управляемое им правительство стали сворачивать с прозападного пути, особенно после нападения России на Украину. Но население Грузии, как и раньше остается приверженным курсу на Запад и западным ценностям. Таким образом, между правительством коммерсантов и грузинским обществом возник очередной раскол.
"Население почувствовало, что этот закон конкретно отдаляет Грузию от своих давних партнеров и стремлений — оставляя ее наедине с Россией. Это и стало главным катализатором реакции со стороны общества и начала масштабных демонстраций".
Сложно сказать, что именно произошло. Во–первых, Иванишвили культурно и ментально всегда был именно российским коммерсантом. Он всегда был занят торговлей, в том числе и будучи в политике, и неплохо в этом преуспевал. Но сейчас он начал торговать частями суверенитета Грузии, внешней политикой страны и будущим наших детей. Общество это заметило и тут же выразило справедливое недовольство.
Большинство детей грузинской правительственной и бизнес–элиты живут, учатся или отдыхают на Западе. Почему же тогда обычных граждан толкают в сторону общества Пригожина и его ЧВК "Вагнер"?
Наверно, еще в начале войны Иванишвили был вынужден сделать ставку на победу в войне Путина. Но сейчас из этой игры выйти уже сложно. Понятно, что есть и сильное давление на него со стороны Москвы.
Ему нужно перестать обманывать Кремль, что у грузинского населения пророссийские настроения.
— Какая часть населения Грузии поддерживает европейские устремления страны и прозападную политику?
— По самым последним опросам, подавляющее большинство населения, около 80%, поддерживают евроинтеграцию.
Вопрос Саакашвили всё затмил
— Почему официальный Тбилиси не поддерживает Украину?
— Сугубо двусторонние разногласия из–за персоны Саакашвили уже давно испортили грузинско–украинские отношения. Это одна из причин, так сказать, довольно сдержанной политики Тбилиси по отношению к Киеву. Так получилось, что вопрос Саакашвили затмил куда более важные вопросы безопасности и внешней политики страны.
С другой стороны, власти в Тбилиси остерегаются России из–за угрозы очередной военной агрессии с ее стороны, что вполне понятно. Но иногда эта "осторожность" переходит все границы, перерастая в аморальность и непристойность во внешней и внутренней политике.
— Многие ли в Грузии на стороне России в ее войне против Украины?
— Конечно же нет. Грузинское население очень болеет и переживает за Украину и ее народ. В этом вопросе сомнений быть не может. Мы сами не по наслышке знаем, что такое российская военная агрессия.
— Что происходит с Саакашвили сейчас? Действительно ли за его делом стоит РФ?
— Насколько мне известно, состояние здоровья Михаила Саакашвили сильно подорвано и продолжает ухудшаться. Он находится в больнице, под стражей. Российское руководство, может, и радо такому его состоянию, но я считаю, что вопрос Саакашвили — чисто грузинская проблема и за его здоровье и жизнь ответственность несет правительство Грузии.
Еженедельник Ir задается вопросом о том, чем являются высокие показатели экспорта Латвии: «кратковременной историей успеха или долгосрочной стратегией»?
«Несмотря на глобальные потрясения последних трех лет – от пандемии до российской войны в Укра...
Комментарии