На прошлой неделе в Латвии чествовали легионеров: как водится, проходили мероприятия, в том числе конференция "От сопротивления до свободы: как рассказывать историю латвийской государственности".
Выступая на ней, президент Эгилс Левитс сказал, что с восстановлением независимости латышский народ "вернул контроль над своим прошлым".
Вообще, с этим прошлым, конечно, надо быть осторожнее — коварная штука. Только ты решишь, что взял над ним контроль, обуздал, как оно берет контроль над твоим настоящим. Недаром в нашей стране так много траурных дат, а к Музею оккупации уже даже пристроили зал будущего. Многие считают, что Латвия оборотилась в своему будущему задом, а к прошлому — передом. Оттого не получается у нее строить планы на светлое завтра и воплощать их в жизнь, обгоняя на поворотах Эстонию с Литвой.
Недавно в Латвийском университете прошла лекция профессора из Исландии Маркуса Мекля "Латвийская постгероическая идентичность". Лектор считает, что после восстановления независимости в 1990 году в Латвии национальный герой исчез, а эмблемой возвращенной независимости стала роль жертвы, что наложило отпечаток на все общество.
И это понятно. Такая была геополитическая, как сейчас говорят, ситуация. Героев никто особо не любит и денег им (добровольно) не дает. И вообще, несчастна страна, которая нуждается в героях. А вот жертв все жалеют, гладят по головке и помогают.
Если продолжать Левитса, то раньше историю Латвии контролировал СССР. По версии советских историков-вредителей, выходило, что Латвия — страна героическая, она в составе других братских республик поборола гидру фашизма и затем участвовала в строительстве коммунистического общества.
Нет, такого героизма нам не надо. Хотя 16 марта все-таки напоминает, что у любой нации и страны нет-нет да просыпаются фантомные боли Героя. Поэтому на щит истории поднимается легионер — уникальное изобретение современной исторической науки Латвии, существо, которое одновременно является и героем, и жертвой. Правда, некоторые считают, что у него имеется и третья ипостась — пособник палача. Но это нарратив тех, кто контролировал историю Латвии раньше.
А новый рассказ про легионеров устремлен в будущее и менее трагичен. Недаром с убеленным сединами легионером у памятника Свободы фотографировались длинноногие блондинки.
Латвийский силач Айвар Шмаукстелис установил очередной рекорд Гиннесса, сообщает Лига чемпионов силачей (SCL).
На мероприятии SCL «Show del Records», проходившем в Италии, Шмаукстелис за 19 секунд протащил 50 метров тележку с 20 людьми.
Ранее Шмаукстели...
Правительство сегодня поддержало разработанные Министерством здравоохранения поправки об обороте алкогольной продукции, которые касаются ее маркировки, рекламы цен и скидок и распространения в игорных залах и других местах.
Минздрав хочет добиться сокра...
Комментарии