Те, кто отдают предпочтение местным продуктам, удивятся, узнав, что зачастую местная природа достаточно условна. Даже, если это выращенный в Латвии картофель, их семена, скорее всего, произошли в европейской стране, удобрения — из другой, а упаковка — еще из более дальней страны. Возможно ли в наши дни употреблять исключительно местные продукты питания?
В наши дни цепочки поставок и поставки в целом очень растянулись не только по числу участников, но и географически. В редком случае продукт на 100% местный. Даже покупая латвийскую свеклу или огурцы, это продукты зачастую запакованы. Пленка может быть из Саудовской Аравии, а бумага — из Финляндии.
Также в сельском хозяйстве используются семена со всего мира. Например, семена индустриального картофеля в Латвии не выращивают — они привозятся из Западной Европы. В свою очередь, пестициды для его выращивания — из Беларуси.
Влияние любого продукта — и социальное, и среды — разбросано по всему миру, и оно присутствует на протяжении всего его жизненного цикла.
Основа бизнеса — стремление получить большую прибыль. В контексте продажи продуктов питания это означает искать производителей, которые предлагают товары по очень привлекательной цене.
Большая часть сельскохозяйственных продуктов произведены в развивающихся странах, которые становятся все более коррумпированными в принятии решения и зачастую неспособны и не хотят следить за соблюдением требований законодательства в отношении среды и прав человека.
Предпринимательству выгодны такие страны, потому что цены низкие. Но дешевизны достигают, избегая предоставления социальных гарантий и не соблюдая требования среды.
С одной стороны, покупая эти продукта, мы даем людям в другом конце света заработать. С другой стороны, часто условия, в которых они создаются, ужасны. Такие, каких бы мы у себя, наверное, не допустили бы. Но результат таков, как мы хотим, — дешевый продукт.
Следует понимать, что не существует дешевых продуктов питания как таковых — если за это не платим мы, то это делает кто-то другой. Зачастую — своим здоровьем, вырубленным лесом и загрязненной средой.
такие вопросы надо решать комплексно. Зачастую это вопрос процесса, а не результата. Есть несколько примеров, где несколько игроков большой цепочки поставок понимают, что так продолжаться больше не может.
Например, производители кофе и шоколада все чаще понимают, что из-за плохих условий и изменений климата производителям вскоре будет не хватать сырья для развития производства. Например, многие производители шоколада выбирают вводить в своих цепочках поставок разные принципы честной торговли. В редком случае кто-то идет до конца и сертифицирует шоколад как соответствующий честной торговле
В основном прибыль делится между посредниками цепочки поставки, и производителю остается от нее малая часть. Большая часть власти концентрируется на производство и торговлю.
Крестьян много, но они плохо организованы, у них мало возможностей сотрудничества, чтобы защищать свои интересы. В свою очередь производителей гораздо меньше, но они намного сильнее.
Они манипулируют с помощью власти денег.
Посмотри на торговлю продуктами питания — в Латвии несколько крупных сетей, которые, наверное, покрывают 80% рынка. Они на столько большие, что устанавливают правила игры.
Если производитель не состоит в крупных сетях, ему остаются практически только ярмарки. Но там никогда нельзя будет получить большой объем. Поэтому в интересах бизнеса — выйти в крупные сети, где надо соблюдать их правила. — согласен, или нет.
Продавцы в большей степени устанавливают то, как должен выглядеть продукт, каков его срок годности. Важно, чтобы товар мог долго стоять на полке магазина и не было убытков из-за короткого срока годности. Таким образом мы приходим к тому, какие товары мы можем купить в ближайшем магазине.
Это не всегда будут самые вкусные и любимые продукты, они такие, что их можно перевозить на большие расстояния, они долго стоят на полке и выглядят привлекательно.
Есть более 10 000 сортов помидоров, но в магазине доступно около пяти — тех, которые больше подходят для системы торговли.
И, несмотря на то, что продавцы говорят, что покупатель главный, они не могут переложить всю ответственность на плечи потребителя. На самом деле у супермаркетов в цепочке поставок гораздо большая власть, чем у покупателя. Выбор вроде как есть, на на самом деле — никакой.
Выбор только из тех продуктов, которые удобны для продавца. Поэтому необходим следующий шаг — потребовать от продавцов взять на себя ответственность за происходящее в цепочках поставок.
Янис Бризга, руководитель общества «Заля бривиба» и исследователь Латвийского университета
Закончилась эпопея с попыткой защитить в Конституционном суде права частных вузов в Латвии.
История длилась три года — с момента подачи соответствующего иска оппозиционными депутатами еще прошлого сейма. Депутаты, напомним, просили оценить конституционн...
Супруга экс-премьера Латвии Мариса Гайлиса, архитектор Зайга Гайле попала в немилость местных социальных сетей.
Причиной стало ее выступление на латвийском телевидении. В сюжете на ЛТВ речь шла о Новом Рижском театре, однако общественность смутило друго...
Комментарии