Кампания "дерусификации" набирает обороты. И если сперва "общественные активисты" боролись исключительно с попытками использовать русский язык в информировании со стороны государственных и муниципальных учреждений, то сейчас под их пристальный взгляд попал и частный бизнес.
Процесс пошёл
В принципе, это было ожидаемо. Во–первых, государственные организации и структуры самоуправлений очень быстро закончились, да и не долго "сопротивлялись" — уже после первых заявлений "трудящихся" тут же проводили зачистку своих интернет–порталов от любой информации на русском языке. А если кто–то задерживался и вовремя не улавливал курса партии, то ему подсказывали или точнее — приказывали соответствующие министры.
Во–вторых, политики тоже не молчат, словно подстрекая "широкую общественность" к конкретным действиям. Вот на днях глава минсообщения Янис Витенбергс (TB–Visu Latvijai!) не просто приказал убрать русский язык со всех сайтов всех учреждений и предприятий структур минсообщения, но и обосновал это соответственно: "Недопустимо, что до сих пор происходит общение на языке, чья нация совершила такие невообразимые разрушения".
О какой именно нации идет речь? Это уже, извините, на грани разжигания межнациональной розни. Несмотря на партийную принадлежность, министру все–таки следует выбирать слова и формулировки.
Уже не говоря о самой абсурдности аргументации: при чем здесь язык, как средство коммуникации? Тем более в бизнесе. И с учетом того, что русский, как средство коммуникации, действительно использует целый ряд стран, помимо России и Белоруссии, на сотрудничество с которыми нацелены компании минсообщения.
Воодушевленные такими политиками, "общественные активисты" уже приступили к третированию частного бизнеса. "Да я уже регулярно получаю письма от неких "бдительных" граждан, которые требуют, чтобы я убрал с сайта своей частной компании информацию на русском языке!" — рассказал нам владелец одной частной компании.
Все, что не запрещено — разрешено
Наверное, излишне и говорить, что законодательство — по крайней мере на данный момент — не запрещает размещение информации на иностранных языках. Но и с этим "вольнодумством" скоро может быть покончено. Напомним: на портале manabalss.lv сейчас идет сбор подписей под законопроектом все те же "консерваторов", который прошлый сейм забраковал или, точнее, — не успел переработать и принять. Законопроект полностью запретит предпринимателям в определенных сферах общаться на русском языке.
Речь пока еще не идет о личном общении между клиентом и продавцом, но и здесь ключевое слово — "пока".
За две недели под данной народной инициативой уже подписалось более 4 тысяч человек. Можно прогнозировать, что такими темпами уже весной необходимые 10 тысяч подписей граждан ЛР будут собраны и документ поступит в сейм, где его наверняка примут к рассмотрению по существу.
Что дальше? Возможно, запретят вообще произносить русские слова в "публичном пространстве" — например, в магазине, в общественном транспорте, на улице…
Отвергая реальность
"Посещая порталы объявлений, на которых продают или сдают в аренду частное имущество, охватывает ужас! Приблизительно 70–80% объявлений с описанием имущества на русском языке…" — сокрушается один из активистов кампании "Дерусифицируй Латвию".
Видимо, человек свалился с луны и не в курсе, что русский язык является родным для 37 процентов населения Латвии.
Если бы в стране для такого количества населения (они же налогоплательщики, они же продавцы и покупатели) родным был бы, к примеру, немецкий или польский, то тогда объявления были бы и на этих языках. Кстати, так это и было во времена Первой республики.
"А зачем нам русский театр?" — уже дальше спрашивает все тот же борец с русским языком. И добавляет: а почему в Латвии нет французского или итальянского театра?
Во–первых, никто не мешает этому активисту открыть такие театры. А во–вторых, таких театров нет вовсе не потому, что итальянская или французская культура ниже или хуже русской, а по все тем же историческим, лингвистическим и географическим причинам.
На грани патологии
В целом нужно констатировать, что борьба с русским языком в Латвии уже приобретает, мягко говоря, нездоровые формы. Особенно опасны попытки придать языку чуть ли не криминальный характер — мол, язык в ответе за войну, за действия России, Путина и т. п.
Фраза "ничего личного" здесь явно не подходит — сражаясь с родным для сотен тысяч латвийцев языком, политики и общественники тем самым сражаются и с носителями этого языка.
Помните: вскоре после начала войны, премьер и другие правящие политики призвали не отождествлять местных русских с Путиным и с Россией и не пытаться им мстить. Очень быстро эти слова были забыты и началась совсем иная политика…
Для воинствующих борцов с русским языком еще раз поясним: никто не ставит под сомнение статус и приоритет латышского языка как государственного. И право каждого латвийца общаться, получать информацию, все услуги исключительно на госязыке.
Но попытка загнать на кухню язык крупнейшего лингвистического общества, вообще поставить использование этого языка вне закона, не только опасна и провокационна, но и нарушает базовые принципы международного права и, кстати, Сатверсме. Странно, что борцы со злом очень быстро, как заметил социальный антрополог Клавс Седлениекс, сами начинают заражаться этим злом и действовать тоталитарными методами.
В ряде стран ЕС на время инфляционного бума и резкого удорожания энергоресурсов или резко снизили ставки НДС на продукты и отдельные важные услуги, или даже вообще отметили НДС — например, на основные продукты питания.
То есть власти этих стран решили н...
31 января 2023 года прокурор Рижской северной прокуратуры направила в суд города Риги уголовное дело по назначению принудительной меры медицинского характера за умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества, совершенное путем поджога.
В ночь на ...
Комментарии