ru
xPLpGiMocNlZLKz8r4b36nbzjuZVtgmDP5Cu2GDQ
1022266

«Наша готовность бороться была на порядок выше» – война РФ с Украиной

«Наша готовность бороться была на порядок выше» – война РФ с Украиной

"Мир возможен, но обе стороны считают, что могут добиться еще какого–то военного успеха и что не все карты использованы", — говорит директор аналитического центра "Украинский институт политики" Руслан Бортник, который сегодня в Риге откроет круглый стол латвийских и украинских экспертов, посвященных первому году войны в Украине.

Не хочется верить, но факт: страшная война в центре Европы идет уже почти год. Какие можно сделать выводы? Чего ждать в дальнейшем? Возможен ли мир еще в этом году — и на каких условиях? Эти вопросы накануне рижской дискуссии "СЕГОДНЯ" задали Руслану Бортнику. Среди участников дискуссии и депутаты Верховной рады от партии Зеленского "Слуга народа".

Мобилизация, оружие и западный мир

— В начале любой войны ключевую роль играет мобилизация общества, готовность сопротивляться и качество вооруженных сил. Так вот, наша, Украины, готовность была на порядок выше готовности российского общества. Война — не только солдаты, это волонтеры, экономика, много аспектов. Когда война растягивается в долгую, то нужно много ресурсов — больше солдат, больше вооружений. С этой точки зрения с ресурсами у России лучше — она производит не самое лучшее оружие, но самостоятельно. И мобилизовать может больше человек.

Кроме того, Украина критически зависит от поставок западного оружия, а в западных странах — демократия. И это значит, что всегда есть определенная нестабильность — выборы, перевыборы, смена партий у власти, установок и приоритетов… Всегда есть риск, что кто–то из стран–союзников станет менее поддерживать Украину, плюс усталость обществ в этих странах от войны, от необходимости выделять на поддержку Украины средства, вооружения… Но пока, к счастью, мы видим, что западное сообщество достаточно едино в вопросе помощи и солидарности с Украиной.

И если в начале войны Россия имела технологическое преимущество — ракеты, авиация, артиллерия, огромное количество бронетехники, то сейчас это преимущество Украиной постепенно ликвидируется благодаря западной помощи. Зато если вначале Россия проигрывала численно — по оценкам, она направила в Украину порядка 200 тысяч военных, а у нас в обороне — около 500 тысяч, или даже 700 тысяч вместе с теробороной, то сейчас в силу мобилизации численный баланс смещается в сторону России, постепенно выравнивается. Бежим наперегонки и не знаем, что скорее сыграет — помощь наших союзников, их технологии, или возросшее количество российских войск.

Ещё не все карты использованы

— Даже друзья Украины понимают, что любая война заканчивается переговорами. Но сейчас с ужасом видят, что пока не о чем договариваться, нет аргументов для переговоров.

— Мира нет не потому, что он невозможен. А потому, что Украина считает сейчас любой мир несправедливым. А Россия не готова согласиться с предыдущими условиями. Мир возможен, но обе стороны считают, что могут добиться еще какого–то военного успеха и что не все карты использованы.

Воссоздание империи или передел влияния

— В одном интервью вы говорили, что цель действий Кремля — надежда на то, что в случае быстрого успеха, блицкрига, Россия заставит США сесть за стол переговоров и начать передел влияния, заключить новый мир типа Ялтинских соглашений. Другие же эксперты считают, что Путин "возомнил себя собирателем земель русских"…

— Хороший вопрос, впервые его услышал, к сожалению. Если бы целью было воссоздание Российской империи (не Союза, Советский союз Путин ненавидит), то для империи есть более зависимые страны, которые легче было бы присоединить, проглотить без боя. Белоруссия, Киргизия, Армения. Так что я думаю, что если бы цель — просто присоединение земель, образ такого собирателя земель, батюшки–императора, — то начал бы с них. Но эта цель второстепенна. А главная, возможно, синхронизированная с китайскими партнерами — нанесение геополитического поражения США в Европе, передел влияния.

Путин хотел захватить Украину, чтобы создать для европейских стран кризис безопасности. Для стран Балтии, Румынии, Венгрии, Болгарии, Польши, Молдовы. И думал, что эти страны, соседи Украины, пойдут к Кремлю договариваться о своих гарантиях безопасности, о своей модели в новом русском мире. То есть разрушить модель безопасности под эгидой НАТО в Европе — это и будет геополитическое поражение США. И от этих целей Россия до сих пор не отказалась. Поделить карту — Северная Европа — это русское влияние, Центральная или Западная — американское.

Новый план Маршалла

— Видимо, Европе и США придется подумать о новом плане Маршалла. Страна большая, потребуется много ресурсов на восстановление экономики…

— А это зависит от условий мира. Полная победа — одни условия, компромисс — другие, частичная победа — третья. Это будет три разных Украины. Все зависит от исхода войны, к сожалению. Мы даже издали специальное исследование различных вариантов.

На данный момент Украина очень быстро развивается по пути единой, политической нации. Когда сохраняются какие–то различия гуманитарные, языковые, религиозные, но общество объединено общей целью — сохранением своей свободы, своего образа жизни, отражением агрессии. Но надо, чтобы эта нация не разрушилась под грузом послевоенных проблем, а их будет огромная масса. Экономические убытки составляют более 700 миллиардов долларов — и это еще по самым скромным подсчетам! Союзникам нужно будет после войны думать о том, чтобы Украина не превратилась в зону нестабильности, союзники должны думать об участии в восстановлении, и главное — о сохранении демократического правления. Ведь если Украина под грузом проблем скатится в какую–то форму авторитаризма, это будет использовано в будущем либо для новой формы внутренней дестабилизации, либо для нового военного реванша со стороны России и ее союзников. Важно показать всему миру, что мы не просто защищали государство, а свои принципы, ценности демократии, свой образ жизни.

Кто придёт на смену Путину

— Многие говорят, если не будет Путина в Кремле, все может кардинально измениться. Вы в это верите? Россия может стать другой?

— Вероятность есть, но небольшая. Это зависит от того, как уйдет Путин. Большая вероятность, что придет еще более радикальный лидер военного типа. Для того чтобы Россия стала либеральным государством, нужно изменить общественное мнение. Сейчас главная претензия народа — что власти идут на сговор, переговоры, что они недостаточно сильные и компетентные. Что это недостаточно сильная рука. И прийти на такой волне может более радикальный политик. В будущем сохраняется возможность, что страна станет более либеральной, как при Ельцине, или распадется на несколько субъектов…

— Вряд ли Путин рискнет расширить войну, напав на страны НАТО. Разве только ядерную войну?

— Но Россия обладает возможностью масштабировать войну, начать заварушку на Ближним Востоке или в Латинской Америке — и таким образом вынудить Штаты на переговоры.

Латвия ставит на финтех: криптовалютам начнут учить в школах и вузах

В выходной день ваш автор зашел на сетевую страницу Latvija.lv, с помощью банковского идентификатора уточнил размер земельного налога и тут же оплатил его через интернет. Обыденная формальность — но сколько в ней скрыто технологических решений, н...

Европу предупредили о последствиях эмбарго на российские нефтепродукты

Repubblica: европейское эмбарго на нефтепродукты из России приведет к росту цен на топливо.

Эмбарго европейских стран на импорт российских нефтепродуктов, которое должно вступить в силу с 5 февраля, приведет к росту цен на топливо. О последствиях новых ...

Известная компания выплатила сотрудникам премию в 50 зарплат

Bloomberg: Evergreen выплатила сотрудникам премию в 50 зарплат.

Тайваньская транспортная компания Evergreen Marine Corp. в конце года выплатила некоторым сотрудникам премию, равную 50 месячным зарплатам, пишет Bloomberg со ссылкой на источник.

Размер во...



Комментарии